Анна Егорова: «Зачем писать, как Репин?»

Недавно корреспондент «Вістей» побывала в гостях у днепропетровской художницы Анны Егоровой. За годы творчества она написала несколько сотен картин разных жанров и тематик. Кроме того, Анна Владимировна преподает в ДНУ им. О. Гончара. В эксклюзивном интервью она рассказала, почему студенты считают ее более молодой и изобретательной, нежели они сами, каким должно быть произведение искусства и о том, что портретист обязан быть физиономистом.

Разговор со зрителем
— Анна Владимировна, как Вы стали художником?
— С детства мечтала об этом. Никаких других вариантов даже не рассматривала. Сколько себя помню — все время рисовала. Училась в Художественном училище, потом в Киевском художественном институте. С тех пор вот уже 30 лет работаю художником-живописцем.
— Сегодня в Днепропетровске, и не только, работают студии и школы живописи, которые обещают научить рисовать маслом всех желающих. Действительно ли любой человек способен писать картины?
— Считаю, что научиться может каждый. Раньше ведь в благородных семействах барышень обязательно учили писать акварелью. Это обогащает человека, делает его более утонченным и интеллигентным. Но это уровень любительского рисования. А вот стать творцом с большой буквы — очень сложно и невозможно в широком смысле.
— Какой должна быть картина, чтобы ее можно было назвать произведением искусства?
— Мне кажется, такая работа должна нести в себе какую-то идею, о чем-то говорить зрителю. У нас, к сожалению, часто уходишь с выставки и ничего не можешь вспомнить… Какой-то сумбур в голове: картин увидел много, но ни одна из них не врезалась в память, не заставила остановиться, постоять возле нее несколько минут, уже не говорю — два часа, как я однажды провела перед работой Ивана Крамского «Христос в пустыне».

Тесно в рамках
— В своей экспозиции «На грани», помимо красок, Вы использовали и другие элементы. Почему?
— Много лет была художником, которого можно причислить к реалистам. Писала в традиционном духе, в основном занималась портретом. Три года назад захотелось попробовать совсем иное направление. Меня потянуло в неожиданную сторону — к концептуальному коллажу. Наверное, стало тесно в рамках прежнего подхода. Я переросла себя, и это отразилось в произведениях.
— Со студентами пробовали работать в новой технике?
— Да, я их все время тормошу. Они говорят, что в этом плане я — более молодая и изобретательная, чем они. Часто предлагаю им отходить от правил, делать иначе. Ведь кто, если не они, должен взорвать эти традиции, предложить что-то свое? Зачем писать, как Репин? Лучше, чем он, мы не напишем.

Портрет «на вырост»
— Анна Владимировна, Вы часто пишете портреты. Сколько нужно времени для общения с человеком, чтобы отобразить его характер на холсте?
— Немного. Художник-портретист должен быть физиономистом. Темп современной жизни, как правило, не предоставляет возможности долго изучать «модель». Приходится работать с фотографиями. Всегда прошу принести все, что есть. Но, должна заметить, люди подсознательно стремятся, чтобы картина представляла их немножко лучше, чем они есть на самом деле. То есть, портрет как бы создается «на вырост». Нередко мои заказчики говорят: «Я бы хотел быть таким, как вы меня написали». Это приятно.

Дарья Мирошниченко,фото из архива Анны Егоровой