На Днепропетровщине увидели 12 “грехов” дизайна

Китч, штампы, безвкусица окружают нас в повседневной жизни. Мы к этому постепенно привыкаем и, что самое страшное, перестаем замечать и реагировать. Нас затягивает «колхозно-гламурное» болото. А между тем, как говорил известный французский лексикограф Пьер Буаст: дурной вкус свидетельствует об ущербности души.

рекламный баннер

Большую роль в формировании вкуса наших сограждан играет и современная наружная реклама в том числе. Однако ответственность за убожество визуального пространства никто не несет: ни те, кто выполняет заказ, ни заказчики. Такое положение дел, что называется, «достало» дизайнера из Херсона Семена Храмцова, и он решился на дерзкий эксперимент: довести рекламную безвкусицу до абсурда.

рекламный баннер

Именно зрелище нелепостей увидели все, кто пришел в субботу, 18 марта, на выставку критического дизайна «Баннеры», которая разместилась в холле ДК «Электрометаллург» Никопольского завода ферросплавов. Здесь представлено 12 баннеров с изображением шаблонов, массово использующихся в рекламе любых товаров и услуг, а значит внушающих людям определенные чувства и эмоции: «Острах» (тревожное чувство опасности, страх), «Kradij» (тайное присвоение чужих вещей), «Nadto» (слишком, чрезмерно), «Wulgarus» (категория, обозначающая чрезмерную сексуальность), «Marno» (безразличие), «Nedbalo» (отсутствие старательности) «Kakaphonia» (плохое сочетание), «Newiglas» (необразованный человек), «Pospix» (попытка сделать что-либо быстро и как попало), «Nesmac» (отсутствие хорошего вкуса), «Sknaro» (чрезмерно скупо), «Пиха» (слишком высокое мнение о себе).

рекламный баннер

рекламный баннер

– Мы часто сталкиваемся с визуальным мусором: штампами, избитыми приемами, китчевостью, – говорит Семен Храмцов, – и в какой-то момент мне стало интересно, а можно ли с этим как-то бороться. Но воспитывать, призывать к высоким эстетическим стандартам, согласитесь, бесполезно. Поэтому я решил максимально сконцентрировать рекламные стереотипы, использовав уродливо-комический стиль. Когда перебор, когда «слишком» – тогда становится понятно. В данной экспозиции представлены мои работы (12 баннеров), которые я сделал на основе опроса коллег-дизайнеров: что вы считаете грехом дизайна? Учитывал все их пожелания от сочетания цветов до образов и слоганов. Возможно, на эти произведения искусства эстетически больно смотреть, зато «пробирает» как шоковая терапия.

рекламный баннер

рекламный баннер

Рассматривать экспонаты действительно интересно. Это отметили большинство посетителей, пришедших на открытие выставки.

– Данная выставка внешне может показаться легкомысленной, но на самом деле она очень глубокая, – считает директор рекламно-полиграфического центра «Січ» Олег Фельдман. –  По сути, это ирония над украинским капитализмом. Баннеры наглядно показывают как наши бизнесмены и предприниматели, обобщенно сказать «заказчики» рекламы и дизайна, воспринимают этот мир. Это карикатура на заказчиков.

– Мы с другом часто обсуждали вопрос, почему дизайн «вырви глаз» в рекламе на баннерах, бигбордах, сайтах имеет место быть, – говорит никопольчанин Юрий Труфанов. – Почему большинство людей считают глупый, уродливый дизайн «продвинутым»? Думаю, что эта выставка должна проехать по всем городам Украины. Её будет полезно увидеть всем, и заказчикам рекламы и потребителям. Чтобы победить «шароварщину», надо ее высмеять.

рекламный баннер

рекламный баннер

рекламный баннер

– Мы благодарны руководству ДК «Электрометаллург» Никопольского завода ферросплавов за то, что пошли навстречу современному искусству, – говорит участник ОО «Никополь-АРТ» Елена Зинченко. – Это очень своевременная и полезная для никопольчан выставка. Она заставляет задуматься стоит ли иметь дело с теми, кто хочет продать свой товар или услугу любой ценой, даже такой агрессивной, безвкусной, вульгарной. Как говорится, не будет спроса – не будет и предложения. Что в свою очередь поспособствует преобразованию визуального пространства нашего города в лучшую сторону.

рекламный баннер

Итак, в феврале выставка критического дизайна «Баннеры» прошла в Херсоне, до конца марта она в Никополе, в апреле едет в Киев, а дальше – в Израиль. У тех, кто хочет увидеть 12 “грехов” дизайна, ужаснуться и сделать определенные выводы еще есть время.

Елена ЩЕРБОВА