29 лет спустя: днепрянин поделился воспоминаниями о страшной войне

Война в Афганистане… За этими словами – судьбы десятков тысяч наших соотечественников, выполнявших интернациональный долг. Их доблесть является примером выдержки и верности военной присяге. Последняя колонна советских войск вернулась в Союз 15 февраля 1989 года. С тех пор прошло 29 лет. В эксклюзивном интервью «Вістям» участник боевых действий Валерий Горгола рассказал о наиболее запомнившихся военных эпизодах и о том, как поддерживал себя в особо сложных ситуациях.

По зову сердца

– Валерий, расскажите немного о себе: где родились, учились? Какую профессию выбрали?

– Родился я в октябре 1957 года в солнечном Самарканде, в семье военнослужащего. В связи с назначениями отца пришлось переезжать, поэтому в первый класс я пошел в Житомирской области, а десятый закончил  в Жданове, ныне Мариуполе. Был призван в Вооруженные силы СССР и два года служил в Солнечногорске. После демобилизации, в 1975 году, по зову сердца, поступил в военное училище, а после его окончания учился в Рязанском высшем военном автомобильном инженерном училище.

– Как Вы попали в Афганистан? Где именно служили?

– В 1982 году меня отправили в Термез – город буквально на границе с Афганистаном, где назначили на должность командира ремонтного взвода. Приказ выполнять интернациональный долг пришел через год: на тот момент мне было 25 лет. Попал я служить в Баграм, затем на три месяца был командирован на перевал Саланг. Там был развернут пост с бойцами – мы оказывали техническую поддержку военному транспорту. Периодически мне приходилось возвращаться в Баграм за запчастями.

Оформили «похоронку»

– Самый тяжелый момент службы можете назвать?

– Как-то в октябре мы ехали колонной и на нас напали душманы. Задержали три последние машины и начали обстреливать с 30-метрового расстояния. В результате, наш лейтенант был убит, а 5 бойцов получили ранения. По ходу боя два часа пришлось отбиваться, лежа под колесами автомобиля. Война – это всегда тяжелое испытание, особенно когда на твоих руках умирают друзья. Еще один момент: 20 октября 1983 года, когда я приехал в часть,  оказалось, что на меня оформили «похоронку». Как раз на днях жена должна была родить второго ребенка – дочка появилась на свет 17 октября. Представляете, каково ей было узнать, что муж и отец погиб на войне? Вот это, пожалуй, был самый тяжелый момент.

– Ранения у Вас были?

– Да, но незначительные – скорее, царапины: я всегда был в строю.

– Как Вы сами сказали, война – тяжелое испытание. Что было поддержкой, о чем думали?

– Наверное, меня, как и всех, всегда поддерживали мысли о доме, жене, детях и родителях.

– В армии вопрос питания – один из самых важных. Что входило в «интернациональный» паек?

– Во время командировок, в дороге мы разогревали консервы, пользуясь пустыми банками и соляркой. В пайке были: тушенка, перловка, гречневая каша и сухари. Иногда мы себя баловали – покупали в магазине лимонад, печенье и конфеты. А воду пили из ручьев.

Дорогая награда

– Какой наградой Вы дорожите больше всего?

– После возвращения из Афганистана я служил в Киевском военном округе, в городе Радомышль – в должности начальника автомобильной службы. Именно там меня «нашла» медаль «За боевые заслуги», которая стала самой дорогой наградой среди всех остальных.

– Как сложилась Ваша дальнейшая послевоенная жизнь? 

– Три года я прослужил в Монголии, уже оттуда попал в Днепропетровскую область, в Гвардейский зенитный ракетный полк. Там и дослужил до пенсии. Сейчас воспитываю пятерых внуков: Ростислава, Святослава, внучку Ведану, Ярослава и Леонида. Старшие ребята помогают мне ремонтировать машины и сверлить гайки: учу их полезному делу – держать инструменты в руках.

Алина Маякова,

фото Наталии Терентьевой