Александр Варун: «Театр очищает сознание»

Недавно режиссер Академического музыкально-драматического театра им. Леси Украинки города Каменского Александр Варун получил звание заслуженного деятеля искусств Украины. В прошлом он – актер, сейчас – режиссер-постановщик. «Вісті» узнали у Александра Ивановича, почему он предпочел режиссуру сцене, что самое простое и сложное в работе, и отчего любимая женщина перед каждой премьерой говорит, что это последний спектакль, в котором она у него играет.

ВЫСШИЕ СИЛЫ

– Александр Иванович, почему театр?

– Виноваты родители. Они определили меня в танцевальный ансамбль. Танцы я сразу невзлюбил. Но при Дворце культуры, в котором занимался, был театр юного зрителя. Репетировали на третьем этаже. Я часто бегал туда, чтобы хоть одним глазком взглянуть на репетиции. Вот тогда-то в меня «коварно» проникла «бацилла сцены». Со временем во мне укреплялась убежденность в том, что быть мне режиссером.

– А каким же вет­ром тогда Вас занесло на актерскую стезю?

– У каждого – своя жизненная дорога. Для себя я выбрал такой путь. Но в чем прелесть того, что прошел через актерство? Я чувствую артиста, знаю, когда и чем ему помочь. Театр всегда был где-то в моих желаниях. Но в театральное училище поступил в 20 лет. Кем до этого только ни работал: санитаром, металлургом, брокером, лесорубом… учился в химико-технологическом институте. Не могу сказать, что было неинтересно. Просто больше хотелось уловить «аромат» профессии, а не углубиться в нее основательно. А театр чем хорош? Сегодня – ты король, завтра – сантехник, послезавтра – нищий, а еще (смеется) после-после-послезавт­ра – заслуженный деятель искусств. Я начал жить театром, растворился в нем. С ним, как с женщиной, – ее нельзя любить на 33 процента. Люби на 250, либо не люби вообще.

– Как сложилась Ваша актерская жизнь?

– Очень удачно. Знаете, я верю во влияние высших сил. Они свели меня с потрясающими людьми, подарили мудрых наставников (З. Ф. Силинкова, В. С. Макогонов, С. А. Чулков, А. И. Сытник, Э. М. Митницкий). Театр дал мне так много друзей – настоящих, талантливейших коллег, они тоже и мои соратники, и наставники в профессии…

– И куда же Вас направляли высшие силы?

– Первое место моей службы – Днеп­ропетровский молодежный театр. Второе – театр им. Леси Украинки. Его художественный руководитель Сергей Анатольевич Чулков – человек удивительной интуиции. Не видя меня на сцене, зовет в свою постановку. Спустя годы, не имея представления о моей режиссерской работе, приглашает поставить спектакль.

Позже предлагает работу очередного режиссера в своем театре…

В свое время Вы играли на сценах театров Черкасс, Киева…

– В Черкассах много играл, встретил свою будущую жену. И что это, если не высшие силы? Через время, вероятно, снова по велению сил свыше, сорвался в Киев, а именно к Эдуарду Марковичу Митницкому, художественному руководителю Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Прекрасное было время, проведенное и в Черкассах, и в Киеве. Мне посчастливилось работать с удивительными людьми.

– Больше 15 лет отдано этому, не­ужели не тянет вернуться?

– Впервые на профессиональную сцену я вышел в 97-м году. Последний раз «выполз» со сцены в Сан-Паоло года два назад. В Бразилии на Международном теат­ральном фестивале мы играли «Вой­цека» по пьесе Г. Бюхнера. И вот, когда «выполз», режиссер спектакля Андрей Жолдак сказал мне: «Варун, ты мой самый любимый артист». А я ему ответил: «Теперь уже нет».

– Что стало причиной такого кардинального решения?

– Утратил самое главное – кураж от того, что делал на сцене. И потом, я уже говорил, что всегда интуитивно тяготел к режиссуре. Первая проба была еще в черкасском театре. Там поставил спектакль «Мухувуха» по пьесе М. Курочкина «Истребитель класса Медея». После премьеры стало понятно: могу поднять всю эту «махину» – мне по силам собрать спектакль, что называется, из «шестеренок».

МЫ – СОРАТНИКИ

– Вы вскользь упоминали о своей второй половинке…

– С Ирой мы вмес­те, потому что так распорядилась судьба. И что самое главное: мы – соратники. Стал бы я режиссером, если бы ее не было рядом? Нет. Я бы так и остался подающим надежды в восьмом ряду пятнадцатый слева. Она стимулирует меня словами «Ты сможешь», а иногда провокативной фразой «Ты этого никогда не сделаешь». Ира знает меня, наверное, лучше, чем мама. И только моя мама понимает, насколько жене тяжело со мной, потому что я капризный, раздражительный, ворчливый. Тяжело со мной ей – мне с ней легко.

– Ирина Чваркова – талантливая актриса, лауреат X Международного театрального фестиваля «Классика сегодня», конечно же, занята в Ваших спектаклях?

– И каждый раз перед премьерой клянется: «Это последний твой спектакль, в котором я играю».

– Почему так?

– Ходят слухи, что в работе я беспощаден (смеется). Но уж если решил посвятить себя театру, отдайся ему полностью. Если же артист не очень горит… какой смысл ему дровишек подкидывать? А Ира горит работой не меньше моего. Вот и получается взрывоопасная смесь…

РЕПЕТИЦИЯ – ЛЮБОВЬ МОЯ

– А что для Вас самое простое и сложное в режиссерской профессии?

– Слова «Репетиция – любовь моя» Эфросом не просто так были сказаны. Момент, когда артист примеряет на себя новый образ, для меня в профессии – самое вкусное. Что самое трудное? Прошла премьера, удачно или неудачно – суть не в этом. А вот на следующий день как переключиться, когда ты еще ощущаешь послевкусие от того, что было вчера. Как начать все заново? Это интересно, классно – все с чистого листа, но не всегда получается сразу.

– Каждый год приносит Вам очередную награду на различных теат­ральных фестивалях. Среди спектак­лей-победителей – «Билокси-блюз» Н. Саймона и «Откуда берутся дети» по пьесе А. Крыма. Расскажите об этих работах?

– «Билокси-блюз» – рассуждение о добре и зле. Премьера спектакля состоялась до военных событий в нашей стране. Но я еще в те далекие времена, когда бомбили Багдад, хотел поговорить о том, что война – это страшно. Очень тревожит, что мир не живет в мире. А еще важно, как мужчина относится к проблеме войны, почему он идет или не идет защищать свой очаг. Ведь это самые главные мужские вопросы. А для женщины, что может быть важнее материнства? Спектакль «Откуда берутся дети» – это посвящение маме. Постановки очень разные, но, по сути, об одном – о ценности жизни.

– Последняя Ваша премьера – «За двумя зайцами» М. Старицкого. В чем секрет ее успеха?

– Эту драматургию сложно испортить. Можно, но очень сложно. Я знал, кто будет играть Проню и Голохвастова. Я знал о колоссальной трудоспособности и вере в искусство Иры Чварковой и Гены Василенко, поэтому для меня этот успех закономерен. Я верил в своих артистов.

– Какой спектакль хотите поставить?

– Замыслов много, но я о них промолчу…. Сохраним интригу (улыбается). Надеюсь, что спектакль получится хорошим.

– Почему люди любят театр?

– Абсолютно верно, что театр нужен для развлечения. Но, подобно гимнас­тике ушу, он еще и очищает сознание. Театр нужен, чтобы понять, как это важно – оставаться человеком.

АЛЕНА КАРАПЫШ

Залишити відповідь