Автопортрет Ван Гога признан подлинным

После десятилетий сомнения в подлинности эксперты подтвердили, что автопортрет Ван Гога действительно был написан голландским мастером, когда тот лечился во французском приюте для душевнобольных, сообщают “Э-Вести”.

Работа, названная «Автопортрет, 1889», была приобретена Национальным музеем Норвегии в 1910 году у парижского коллекционера, как подлинник Ван Гога, за 10’000 франков. С тех пор она вошла в коллекцию музея Осло и выставлялась на обозрение публики.

Этой работой в своё время был очарован другой норвежский художник с расстройством психики – Эдвард Мунк, известный своей культовой работой «Крик», однако он находил её пугающей из-за взгляда, смотрящего на него.

Вопросы к картине возникли в 1970-х, когда искусствоведы обратили внимание на необычную для Ван Гога палитру и использование мастихина для выравнивания мазков на лице Ван Гога.

В попытке развеять эти сомнения музей обратился к специалистам Музея Ван Гога в Амстердаме, чтобы те исследовали автопортрет.

В понедельник эксперт Музея Ван Гога в Амстердаме Луи ван Тилборг сообщил, что это подлинный Ван Гог.

«Когда мы доставили картину в 14-м году, они предупредили нас и сказали: «Вам могут не понравиться результаты, и, возможно, мы никогда не узнаем правды», – сказала куратор Музея Осло Май Бритт Гюленг. – Так что мы были очень счастливы, когда узнали эту новость».

После изучения рентгеновских снимков, мазков и ссылок на картину в переписке братьев Винсента и Тео Ван Гогов искусствоведы выяснили, что полотно написано в конце лета 1889 года, когда художник находился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми-де-Прованс, на юге Франции.

Ван Тилборг говорит, что использование холста без грунтовки и грязно-зеленой палитры было типичным для Ван Гога в Сен-Реми в 1889 году.

Это полотно схоже с двумя автопортретами, сделанными художником чуть позже, которые сейчас хранятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне и в Музее Орсе в Париже.

Вероятно, именно об этой картине Ван Гог писал брату 20 сентября 1889 года, как о «наброске, когда я был болен».

За год до того, как был сделан этот автопортрет, Ван Гог поссорился со своим другом-живописцем Полем Гогеном и отрезал себе ухо, что ознаменовало начало периода возвращения в лечебницы.

Что отличает эту работу от других, так это использование мастихина – специальной лопатки для смешивания красок, удаления их остатков или нанесения густых мазков на холст.

«Значит, когда он рисовал её, то в процессе работы решил вдруг, что картина должна стать плоской, – предполагает Ван Тилборг. – Мы склонны думать, что это связано с тем, что она сделано в период психоза».

«Несмотря на то, что в тот момент Ван Гог боялся признаться, что он находился в таком же состоянии, как и другие люди в лечебнице, он, вероятно, нарисовал этот портрет, чтобы примириться с тем, что он видел в зеркале: человек, которым он не хотел быть, но был.

Этой работой он хотел сказать, что он был больным человеком, поэтому мы склонны думать, что это своего рода терапевтическая работа. Он был протестантом, а как протестант должен был принять факты жизни – если ты страдаешь, ты должен смотреть страданию в лицо», – объясняет Ван Тилборг. Отчасти именно это делает картину такой замечательной и единственной нарисованной во время его психоза.

«Мы, конечно, очень рады, что картина подлинная, – сказала Гюленг. – Для нас очень важно знать, что в нашей коллекции есть настоящий Ван Гог».

В настоящее время автопортрет выставлен в Музее Ван Гога в Амстердаме и вернется на родину в 2021 году, когда закрытый на реконструкцию Национальный музей откроется в новом здании.

Фото со страницы Van Gogh Museum в Facebook