Деревянное чудо над Самарой: какие тайны хранит Днепропетровщина

В мае нынешнего года исполняется 240 лет со дня освящения уникального храма – духовного символа Приднепровья. Это деревянный Свято-Троицкий собор в городе Новомосковске Днепропетровской области. Сегодня он – один из немногих сохранившихся деревянных храмов в степной Украине и единственный девятикупольный.

История Троицкого собора – своеобразное зеркало истории Приднепровья. Собор пережил революции, войны и приступы богохульства, сохранился и стоит на радость новым поколениям. Городской сайт с удовольствием рассказывает историю храма.

Троицкий собор_Новомосковск

Когда и как возникла идея девятикупольного деревянного храма в казацкой слободе? Кто был архитектор храма, и как родился уникальный проект? Как отнеслись жители к этой идее, и как проходило строительство? Почему считается, что собор построен «без единого гвоздя»? Какие перипетии постигли здание храма в XX веке?

Об этом расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Шедевр деревянного зодчества в столице Самарской паланки

«Троицкий собор построен в 1775-1778 годах, его начали строить в одну эпоху, а завершили в другую, – рассказывает Максим Кавун. – В начале семидесятых годов XVIII века на месте города Новомосковска существовала казацкая слобода Новоселица или Самарчик. Она была столицей Самарской паланки. Паланка – это административно-территориальное образование на землях Запорожья. Самарская паланка охватывала юго-восток современной Днепропетровщины. Столицей паланки и была Новоселица. Управлял паланочной администрацией паланочный полковник.

У жителей и руководства района, как сказали бы сейчас, возникла идея построить необыкновенный храм, который стал бы символом поселка и своеобразным «брендом». Двести лет назад наши предки соревновались в строительстве храмов, а не торговых и развлекательных центров, как сейчас.

Строительство храма заняло несколько лет. Но по иронии судьбы, начали его строить, когда еще существовала Запорожская Сечь, а закончили через три года после ликвидации Сечи, когда уже не стало и паланки, но осталась слобода Новоселица, в будущем – уездный город Новомосковск.

Уникальный храм построил народный зодчий Яким Погребняк

Перед общиной встал выбор – где найти архитектора? Таковой быстро отыскался. Это был Аким (Яким) Погребняк, уроженец местечка Новые Водолаги (ныне в Харьковской области).

Погребняк был самоучкой. Он отстаивал идею с такой уверенностью, что община поручила ему строительство и положилась на его энергию. Аким Погребняк был известен тем, что в местечке Мерефа возвел церковь «о пяти верхах». Церковь в Мерефе действительно существовала, Она называлась во имя Рождества Пресвятой Богородицы, имела 5 куполов, и была похожа по силуэту на позднейший Троицкий собор. Церковь эта была перенесена в Мерефу в 1795 году из расположенной рядом Озерянской пустыни. Церковь в Мерефе сгорела еще в 1879 году. Существует картина С.И. Васильковского конца XIX века, которая показывает внешний вид церкви в Мерефе. Эту церковь в Мерефе можно считать архитектурным прообразом Троицкого собора.

Также Аким Погребняк считается возможным автором Введенской церкви в селе Артемовка на Харьковщине, которая была построена в 1761 году. Это также пятикупольная церковь, и она тоже напоминает Троицкий собор. В начале XX века на Харьковщине сохранялась целая группа таких церквей, возможным автором которых был А. Погребняк.

К сожалению, все эти церкви были разрушены в 1930-е годы.

Проект церкви указал Святой Николай Чудотворец

Зодчий не подвел своих «заказчиков». Он начала работу, но потом вдруг… пропал. Он удалился на несколько дней из слободы. Его искали, но не могли найти. Вернувшись, Аким Погребняк представил… уникальную деревянную модель храма из осоки. Погребняк при этом рассказал следующую историю. Он удалился в камыши и провел несколько дней в молитвах.

Во сне зодчий увидел модель храма – уникальное девятикупольное здание, не имевшее аналогов на всем Запорожье. Фактически это был деревянный макет. К сожалению, эта модель собора рассыпалась еще в 1812 году и до наших дней не дошла.

Почему четырежды по три равно девять куполов?

Архитектор презентовал свою модель и проект храма общине. Григорий Надхин в работе «Воспоминания о Новомосковске» 1861 года впервые описал легенду о казацкой раде в Новоселице, на которой будто бы был представлен проект.

На совете казацких старшин Погребняк представил нарисованный фасад пятикупольной, а затем уже девятикупольной церкви. Запорожцы проект утвердили, мастеру заплатили 2000 рублей. Из них 24 рубля Погребняк сразу пожертвовал на будущую церковь. Григорий Надхин утверждал, что эта легенда была рассказана самим сыном Я. Погребняка Иваном старожилу г. Новомосковска Р.И. Пукалову. Также Надхин опубликовал текст аттестата, выданного Я. Погребняку 10 января 1779 года о том, что он возвел в Новоселице девятикупольную церковь.

Вероятно, Аким Погребняк после сооружения храма остался жить в Новоселице, затем Новомосковске. 9 декабря 1779 года он крестил в «своем» соборе дочь Варвару.

Существует еще одна легенда о том, как на казацкой раде восприняли проект Акима Погребняка. Все удивились необычайно, говорили, что такого чуда никогда не видели. Особое восхищение вызвало количество куполов – общим числом 9.

Однако на «презентации проекта» вышел казус – народ никак не мог понять, почему именно 9 куполов. Ведь, если считать по три купола по четырем сторонам, механически выходит не 9, а 12. В ту пору народ даже азам математики, понятное дело, был не обучен, и никак не мог понять, как правильно посчитать купола.

Уникальный храм освятили 240 лет назад

Довольно долгое время датой закладки собора считали 1773 год, поскольку им датировалась первая грамота митрополита на строительство храма. В сборнике «Літопис собору» (2016), новомосковский исследователь К.В. Мешко предложил считать датой закладки храма 1775 год. Он представил новую хронологию строительства храма.

В мае 1773 года в Киев для покупки дерева для церкви выехали представители общины Самарчика. 1 апреля 1775 года киевский митрополит Гавриил издал вторую грамоту – на строительство трехпрестольной церкви. 2 июня 1775 года, всего за несколько дней до ликвидации Сечи, было освящено место и заложен Свято-Троицкий храм.

В 1778 году собор был вчерне окончен. Екатеринославский епископ Феодосий Макаревский в своей книге «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (1880) описал процесс строительства и освящение храма. Освятил главный престол храма архиепископ Славенский и Херсонский, преосвященный Евгений.

Итак, дата освящения храма – 13 мая (24 мая по новому стилю).

Троицкий собор был построен «без единого гвоздя»?

Собор, построенный за три года, стал крупнейшим памятником деревянного народного зодчества. Уникальный храм в стиле барокко поднялся на высоту 35 метров. Собор не просто имеет девять куполов. Каждый купол увенчивает, по сути, отдельную башню. Собор является композицией башнеобразных строений.

Григорий Прокофьевич Надхин в статье «Память о Запорожье и о последних днях Запорожской Сечи» так описывал Троицкий собор в 1876 году:

«Этот своеобразный памятник Запорожского усердия к вере находится на большой базарной площади.

Церковь состоит из девяти золотоглавых башен, каждая о четырех ярусах; башни, поставленные по три в линию, образуют из себя три ряда, и в таком виде соединены вместе; средние башни выше боковых, и из средних центральная, главная, еще выше. Все это в общем составило фигуру из девяти конусов до того правильную, что с какой бы вы точки ни глядели на нее, она отовсюду представляет замечательную гармонию… Высота ее за тридцать, а окружность около пятидесяти восьми сажен; фундамент кирпичный. Колокольня построена после, совершенно отдельно, на значительном расстоянии. Все это обведено оградой. Маковки собора и колокольни были выкрашены зеленою краской, но в тридцатом и тридцать первом годах, при починке, вызолочены все главы. При этом один мастеровой поплатился жизнью, упав с самой вершины церкви. Иконостас был сначала с фестонами, завитками, со всеми хитростями столярного искусства. Образа хорошего письма…».

Первоначальная технология строительства, почти не предполагала наличие металлических элементов. Устанавливали друг на друга срубы, крепили с помощью специальных заломов. Поэтому и пошло в народе выражение, что собор построен «без единого гвоздя».

Однако это не так. Косвенно это подтверждает и Григорий Надхин. Еще в 1876 году он писал:

«Самое соединение этих башен заслуживает внимания: сложенные из сосновых и частью дубовых брусьев, в срубе от шести до десяти вершков, почти нигде не скрепленных гвоздями, они служат одна опорою другой на основании равновесия, угаданного с замечательной верностью. Никаких поддерживающих колонн, никаких подстав и подпор внутри нет, извне – то же».

То есть гвозди все же были, в минимальном количестве, что нисколько не умаляет мастерства строителей. А после ремонта храма в 1888 году гвоздей стало больше.

Троицкий собор имел три престола. Центральный – во имя Святой Живоначальной Троицы , правый придел – во имя Апостолов Петра и Павла , а левый придел – Всех Святителей.

В комплексе с храмом еще в XIX веке была сооружена колокольня. Она прямоугольная в плане, трехъярусная, с интересным шатровым завершением. На колокольне находятся куранты – тоже очень редкий элемент для провинциального города. По архитектурным особенностям колокольня уступает храму. Но сегодня это тоже очень ценный памятник деревянного зодчества.

Сто лет спустя храм фактически отстроили заново

Сто лет прошло со времени возведения храма. К тому времени слобода Новоселица давным-давно была преобразована в уездный город Новомосковск. В 1888 году была проведена капитальная реставрация храма. Руководил этим процессом мастер Алексей Данилович Пахучий.

Старый храм к этому времени попросту прогнил и угрожал падением. Особенно пострадал от времени фундамент: здание покосилось, все купола наклонились к среднему куполу. Поэтому он был разобран на брусья и затем собран заново. В этой технологии уже использовались металлические изделия. Поэтому с конца XIX века собор уже не собран «без единого гвоздя». Что, конечно же, нисколько не умаляет значения здания храма.

Троицкий собор уже в XX веке сам стал прообразом интересного архитектурного сооружения. Это Покровский собор в селе Плешивец Гадячского района Полтавской области. В начале XX века община строила новый храм. Епископ посоветовался с Д.И. Яворницким, и тот показал ему изображение Троицкого собора. Так на Полтавщине появилась почти копия нашего собора, только выполненная в камне. Проект разработал известный московский архитектор и художник И.С. Кузнецов. Покровский в Плешивце – немного больше 45 метров в высоту. Сейчас храм реставрируется.
XX век: закрытие храма, музей и возрождение

Полтора ста лет Троицкий собор в Новомосковске считался главным храмом города. Но прошлый век принес в жизнь храма большие изменения. После революции, гонения на церковь и верующих не могли не затронуть храм. Троицкий собор был закрыт в 1930-е годы. Во время войны и оккупации храм возобновил работу и практически не пострадал, за исключением того, что 27 сентября 1941 г. в собор попал немецкий танковый снаряд.

Уже после войны образ храма вывел Олесь Гончар в своем знаменитом романе «Собор». И тем самым не просто увековечил в литературе уникальное здание, но и придал ему общее значение, вписал в контекст борьбы за сохранение национальной культуры в эпоху стирания различий.

В декабре 1961 года собор снова закрыли и заперли на замок. Община писала письма во все инстанции, даже на имя Никиты Хрущева, но результата не было. В 1963 году здесь был размещен музей декоративно-прикладного искусства – филиал Днепропетровского художественного музея. Это был неплохой вариант сохранения святыни по тем временам. В конце 1960-х годов – 1970-х годах производилась реставрация собора как памятника истории и архитектуры.

В 1990-е годы началось возрождение храма в прежнем статусе. Восстановлена церковная жизнь. Храм снова стал центром духовной жизни Присамарья. Сегодня на повестке дня стоит дальнейшее поддержание и сохранение храма как уникального памятника архитектуры. Статус здания этому способствует – «памятник архитектуры национального значения».

Троицкий собор стал общепризнанным символом украинского деревянного зодчества. Интересно, что даже на Западе книги, посвященные украинской церковной архитектуре, обязательно содержат информацию о храме. А в книге Давида Бакстона “Деревянные церкви Восточной Европы”, изданной в Кембридже в 1981 году, Троицкий собор помещен на обложку. (THE WOODEN CHURCHES 0F EASTERN EUROPE: An Introductory Survey, by David Buxton. Cambridge, England: Cambridge University Press, 1981. VII, 405 p.)», – завершает Максим Кавун .

Шесть лет продолжается реконструкция легендарного собора

С 2012-го года, шесть лет в соборе идет капитальная реконструкция. В 2014 году, в ходе выполнения реставрационных работ, в соборе произошел пожар. Но огонь был быстро локализован, а впоследствии поврежденный пожаром купол был восстановлен.

В 2017-18 годах была реконструирована колокольня собора. Трехъярусная деревянная колокольня собора была построена позже, чем сам храм, в 1887 году. Реставраторы разобрали сооружение до самого основания и буквально перебрали по бревнышку. Отдельные ценные старинные архитектурные детали колокольни, которые настолько обветшали, что их пришлось заменить копиями, пополнили экспозицию городского историко-краеведческого музея.

При реставрации собора используют как традиционные, так и современные инструменты. Колоды, как и в старину, соединяют «тыблями» – специальными пластинами из дуба. Но современные соединительные пластины имеют большую длину, чем те, что использовались при строительстве колокольни. Это сделает сооружение прочнее.

А сейчас ремонт продолжается в помещении трапезной, сообщает 0569.com.ua.

О ее ходе рассказал клирик собора, протоиерей Алексей Прокопов:

– Как известно, в Свято Троицком соборе сегодня ведется масштабная реконструкция, которая полностью финансируется государством. Но трапезная, расположенная в бывшем складском помещении, которое передали собору, не входит в план реконструкции. Поэтому ремонтные работы здесь ведутся за счет пожертвований прихожан и руками добровольных помощников. Ремонт планируем завершить к Дню Святой Троицы – 27 мая. Но сегодня работы практически остановились из-за отсутствия рабочих рук.

Поэтому собор крайне нуждается в добровольных помощниках и меценатах для продолжения работ. В помещении трапезной необходимо закончить гипсокартонные работы, внешнее утепление стен пенопластом, зашпаклевать стены, поклеить и покрасить обои, подключить освещение и вентиляцию. Также нужно утеплить пенопластом бетонные перекрытия и затем смонтировать подвесной потолок.

К празднику Святой Троицы в соборе традиционно ждут с архипастырским визитом Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, которого хотят встретить в обновленной трапезной.

К этому добавим, что в прошлом году Новомосковский Свято-Троицкий собор оказался увековечен и на памятной монете в Украине. Национальный банк Украины ввел в обращение биметаллическую недрагоценную памятную монету “85 лет Днепропетровской области”.

Монета имеет номинал 5 грн, ее тираж – 35 000 штук. Ее диаметр составляет 28 мм. Цена НБУ на эту памятную монету составляет 40 гривен.

На монете изображен Свято-Троицкий собор в Новомосковске, а также спутник на фоне звезд, ковш и другие символы нашей области.

Троицкий собор в Новомосковске имеет не просто архитектурное, а общекультурное значение. Это символ преемственности духовных и культурных традиций в нашем крае. На наш взгляд, собор вполне может претендовать на вхождение в список всемирного культурного наследия Юнеско. А пока главное – сохранять для потомков уникальный храм.

Константин Шруб