Днепровский сенсей выбрал путь мирного воина

В большинстве боевых искусств первостепенная задача – одолеть противника. Совершенно иную философию несет в себе айкидо. Здесь во главе угла – победа над самим собой, духовное развитие и максимально быстрый уход от сражения. «Вісті Придніпров’я» побеседовали с сенсеем, руководителем Днепровской федерации Айкикай Айкидо Александром Андрейчуком. Мы узнали, почему он избрал путь мирного воина, с какими страхами помогло справиться айкидо, и как передают свой опыт заграничные сенсеи.

СЕМЬ ЛЕТ ТРЕНИРОВОК

– Александр, что для Вас послужило отправной точкой в айкидо?

– С раннего детства я слышал от отца об этом боевом искусстве. Его близкий друг – тренер по айкидо Владимир Басараб. Заниматься можно было только с 13 лет. Я с нетерпением ждал первой тренировки. Все предыдущие занятия – спортивными бальными танцами, теннисом, рукопашным боем и легкой атлетикой – не смогли сравниться с этим восточным единоборством. С начальных занятий понял: айкидо – это мое!

– Какой была дорога к черному поясу?

– Были трудности и моменты становления, даже хотелось все бросить и пойти заниматься чем-то другим. Счастлив, что нашел в себе силы остаться. До получения черного пояса – семь лет тренировок. В айкидо как раз этот рубеж считается началом пути развития: когда не задумываешься о технике приемов – все отработано до автоматизма, концентрируешься на внутренних процессах, управляешь энергией.

– Почему занятие айкидо называют «путем мирного воина»?

– В этом восточном единоборстве не должно быть конкуренции, а также победителей и проигравших. Это было заложено в концепцию его основателем – японцем Морихэем Уэсибой в 40-х годах прошлого века. Он занимался в разных школах традиционных боевых искусств. Владел самурайским мечом и другими видами оружия, участвовал в войне. Уэсиба прожил более полувека, преж­де чем основать новый вид единоборств. Айкидо стало синтезом его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. К тому моменту он осо­знал, насколько разрушительна война. Целью было создание искусства, представители которого смогли бы защитить от травм и увечий не только себя, но и нападающего. Поэтому он избрал путь мирного воина и начал учить других…

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ХОББИ

– Для Вас айкидо стало не только хобби, но и профессией.

– Да, но не сразу. Мое первое высшее образование – по специальности «телекоммуникации» в Одесской академии связи. Также получил профессию «инструктор айкидо» в Днепропетровском институте физкультуры. Одно время совмещал работу в офисе с тренировками. По ночам подрабатывал охранником в фирме. Еще уделял время игре на гитаре – участвовал в группе «Багряне небо». Со временем осталось только айкидо – стал тренером, а позже и руководителем днепровской федерации.

– Замечательно, когда удается найти свое призвание в жизни…

– Совершенно верно – занимаюсь любимым делом. Каждый день, кроме воскресенья, провожу по три тренировки. Сейчас уже нет ограничений для детей – приходят с четырех лет. А во взрослых группах есть ученики и в возрасте, превышающем шестьдесят. Моя супруга Евгения – тоже сенсей, работаем сообща. До айкидо она более десяти лет профессионально занималась бадминтоном. Вместе тренируемся в спортзале, бегаем. Кстати, сенсею очень важно вести правильный, здоровый образ жизни – быть хорошим примером для учеников. Мы с Женей не употребляем алкоголь, не курим. Не ругаемся, потому что любое слово несет определенную энергию. Долго пришлось беседовать с учениками, когда после одного из семинаров за границей мы встретили японского сенсея с сигаретой и бокалом пива в руках. Бывает и такое…

Что считается победой в этом единоборстве?

– Первостепенна – победа над собой, над внутренним злом, страхами, неуверенностью, комплексами. Важно научиться быть в гармонии с самим собой и окружающими. Когда тренируешься с партнером, самое главное – избежать сражения. Приемы направлены на защиту себя, а не повреждение партнера. Даже если нападение произойдет на улице, злодей будет нейт­рализован, а не избит. Одна из целей айкидо – удерживать все время гармоничное состояние. Мир вокруг нас есть то, что мы внутри.

ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ

– Вы сказали, что айкидо – это путь… Каким образом определяются достижения на этом пути?

– Изначально у японцев не было такой необходимости. Когда боевое искусство начало распространяться в других странах, были созданы аттестации. Уровень определяется выполнением упражнений, приемов. Ученические степени называются «Кю». У детей отсчет идет от десятого до первого «Кю», а у взрослых – от пятого до первого. Затем, после получения черного поя­са, идут мастерские степени – от 1-го до 10-го «Дана». Сейчас у меня 4-й «Дан».

– Какие качества люди приобретают в ходе таких занятий?

– Внутренняя гармония, уверенность в себе, отсутствие комплексов, честность, ответственность… Люди или приобретают эти качества, или прекращают занятия. Другого не дано! Разумеется, внутренние изменения даются непросто. Для некоторых занятия становятся импульсом к кардинальным переменам в жизни. Более двух лет мы проводим тренировки для подростков и взрослых в наркологической клинике. Айкидо помогает в процессе реабилитации изменить сознание, уйти от состояния конф­ликта с собой и окружающими. Повышается процент людей, которые не возвращаются к наркотикам. Есть хороший пример: ученик настолько увлекся, что после окончания курса лечения пришел к нам на тренировки. До тридцати лет его жизнь шла по наклонной: дважды сидел в тюрьме, постоянно страдал от наркозависимости. После лечения нашел хорошую работу, начал участвовать в социальных проектах и делать все возможное, чтобы не вернуться к прошлому.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

– Александр, расскажите, семинары каких мастеров айкидо Вы посещали?

– Мы регулярно ездим с учениками в Румынию и Беларусь. Также приглашаем сенсеев в Днепр. Недавно из Штатов к нам приезжал Гильермо Гомес – уже в третий раз! Также в наш город постоянно наведывается Дорин Маркиш – технический директор Украинской федерации Айкикай Айкидо из Румынии. На протяжении 13 лет проводил семинары сенсей из Италии Франческо Верона. В свои 72 года он тренировался наравне с молодыми и не уставал. Также я посещал занятия учеников основателя айкидо, и даже у его внука.

– Вы рассказали, что занятие айкидо помогает преодолевать страхи. Поделитесь личным опытом?

– Со многими страхами и комплексами я попрощался еще в период обучения. Одним из первых переборол страх выступлений перед большой аудиторией и телекамерами. Также преодолевал себя, ныряя с аквалангом в Египте к затонувшему судну «Салем Экспресс». В 1991 году этот грузопассажирский лайнер, высотой в девятиэтажный дом, после столкновения с рифом ушел под воду. В считанные минуты море унесло жизни сотен людей. Я понимал, что если откажет оборудование, то с глубины в более 30 метров будет нереально выбраться, тем более, что мы заплывали внутрь.

ЕКАТЕРИНА ЧЕРЕДНИЧЕНКО,

ФОТО ИЗ АРХИВА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЙЧУКА