Главные правила личной безопасности при пользовании BlaBlaCar

4 апреля пропал львовянин Тарас Позняков, который нашел попутчиков на поездку по маршруту Львов – Киев через BlaBlaCar. На днях был найден его автомобиль, однако где сам Тарас — пока загадка. Это происшествие заставило всех задуматься о безопасности поездок на дальние дистанции с малознакомыми людьми. Мы попытаемся разобраться, как же защитить себя водителям и пассажирам.

Времена «грачей» и «грачевозов» прошли, — теперь нечасто встретишь на дороге человека с поднятой рукой, который надеется доехать до пункта назначения за приемлемую сумму. В городах службы такси появляются как грибы после дождя, а между населенными пунктами тем, кто не любит рейсовые маршрутки, можно путешествовать с попутчиками, — сервисов, где можно найти спутника и разделить с ним расходы на бензин, предостаточно.

Возможно, именно на такой платформе нашел своих пассажиров и пропавший в начале апреля Тарас Позняков. В этой истории изначально фигурировал самый популярный в Украине сервис по поиску водителей и пассажиров BlaBlaCar. Впрочем, в украинском представительстве компании заявили, что пока у них нет подтвержденной информации, что пропавший Тарас Позняков нашел попутчиков именно на их сервисе.

Спрос и предложение

На сайте BlaBlaCar указано, что их сервис доступен в 22 странах по всему миру; эта платформа также является крупнейшей в Украине. В компании уверяют, что до сих пор у них ни разу не было проблем с угоном машин. «Мы активно сотрудничаем с полицией и делаем все возможное, чтобы в этом разобраться», — заявила отвечающая за связи со СМИ сотрудница BlaBlaCar Юлия Крупенко. Она также сказала, что в BlaBlaCar постоянно общаются с близкими и родственниками пропавшего водителя, кроме того, полиции была предоставлена техническая информация, которая может помочь в расследовании.

«С помощью сервиса BlaBlaCar состоялись десятки миллионов поездок, и для нас этот случай является беспрецедентным», —заявили «Апострофу» в BlaBlaCar.

По словам Александра Яценко, сооснователя «Автостоп», еще одного сервиса по поиску попутчиков, история, которая произошла с Тарасом Позняковым, могла рано или поздно случиться с кем угодно, ведь ежедневно подобными услугами пользуется очень много людей. «Но с другой стороны, в случае использования онлайн-сервиса хотя бы есть шанс отфильтровать (пассажиров или водителей), отказаться от предложения поехать не с тем человеком. Поэтому несмотря на эту ситуацию с BlaBlaCar, я все равно уверен, что использование таких сервисов — намного безопаснее, чем просто брать людей посреди трассы», — заявил он.

Платформа «Автостоп» входит в тройку самых популярных в Украине сервисов по поиску попутчиков (вместе с Попутка.UA). “Автостоп» существует с 2010 года, имеет 16,5 тыс. зарегистрированных пользователей.

Яценко считает, что проверить всех, кто регистрируется на платформе, просто невозможно. Обычный набор технических средств, которые помогают отсекать нечистых на руку пользователей — это работа с соцсетями, в которых можно просмотреть профиль человека, увидеть, есть ли у него друзья, кто они и т.д., а также просмотр отзывов о водителе; кроме того, существует верификация новых пользователей через почту и номер телефона. «Это дает определенный уровень безопасности, — говорит Яценко. — Sim-карту можно отследить, ведь зарегистрироваться тогда сможет не кто попало, а человек с определенным номером телефона, который вставлен в определенное устройство, с которого может прийти сообщение и ответ. Но практически обезопасить людей от подобных случаев полностью невозможно, скорее, наша задача — максимально минимизировать риск».

С точки зрения потенциального бизнеса сервисов вроде «Автостопа» и BlaBlaCar, проводить поголовные проверки всех водителей и транспортных средств, допустим, на наличие страховки, нецелесообразно, уверен Яценко. «Уклон» (заказ такси онлайн, —прим.) берет комиссию (с водителей), но он не следит за тем, чтобы каждый раз отфильтровывать каждого водителя. Вы можете попасть в грязную машину и максимум, что сможете сделать — написать отзыв или позвонить в службу «Уклона» и сказать об этом. Возможно, они что-то смогут предпринять, — говорит Алексендр Яценко. — Но это не первичный фильтр, когда кто-то приходит, смотрит машину или проверяет с утра, как в службе такси, все ли в порядке с автомобилем. Для наших пользователей приоритет — доехать до места назначения, а не доехать непременно в чистоте. Спрос диктует предложение».

Что касается вопроса безопасности, то Яценко уверен, что этот вопрос всегда будет на повестке; если бы в Украине был более развит страховой рынок, можно было бы привлечь компании для страхования и водителей, и пассажиров от различных неприятностей, которые могут случиться в дороге.

Только для дам

В компании BlaBlaCar уверяют, что проверяют все профили, фотографии, отзывы и предложения поездок. На ресурсе к профилям привязываются учетные записи соцсетей Facebook и LinkedIn. Это позволяет просмотреть страничку потенциального попутчика и понять, насколько с ним будет комфортно в дороге. На платформе также доступна опция «Только для женщин», которой может воспользоваться как водитель-женщина, так и пассажирка. «Это отличный способ почувствовать себя безопаснее, особенно во время первых совместных поездок», — отмечают в компании. С этой целью аватарки для женщин на сайте сделали фиолетовыми, а для мужчин — синими. Пользователи также обязаны указывать свой пол во время регистрации. В BlaBlaCar предлагают пользоваться опцией «Отзывы» — о тех, кто пользуется ресурсом регулярно.

Водителям присваивают «уровень опыта» — от новичка до эксперта и амбассадора. Последний статус означает, что водитель имеет наивысший уровень доверия сообщества BlaBlaCar. Опыт оценивают по следующим показателям: подтвержденный email и номер телефона, максимально заполненный профиль, число и процент позитивных отзывов от попутчиков и продолжительность использования сервиса.

Один из амбассадоров BlaBlaCar Артем рассказал, что получил свой статус спустя год после регистрации на сайте. Привычный маршрут Артема — дорога из Киева в Николаев и обратно. Прошлым летом он также путешествовал по Европе и доехал до Португалии, по дороге подбирая попутчиков через BlaBlaCar. «Всегда все было нормально, — говорит он. — Я стараюсь смотреть, чтобы у человека была фотография, и был максимально заполнен профиль. Сейчас, после этого случая (с Тарасом Позняковым, — прим.) планирую ехать во Львов, если люди бронируют, я прошу кидать ссылки (на профили) в соцсетях, потому что я несу ответственность и за других пассажиров. Я говорю, что могу отказать вам в поездке, если вы не предоставите полную информацию, пассажиры понимают, соглашаются».

Артем рассказывает одну неприятную историю, которая случилась у него однажды с пассажиром. «Человек забронировал поездку не со своего профиля (в соцсети), там не было ни аватарки, ничего. Пассажир оказался каким-то уголовником, по его телефонным разговорам я понял, что он сидел в тюрьме. Но я его довез. Он мало того, что не заплатил за бензин (смеется), так еще украл по дороге на заправке омыватель», — рассказал Артем.

Когда он подвез пассажира к его дому, тот пообещал подняться за деньгами, но так и не вернулся. Позже Артем выяснил, что пассажир писал с профиля своей знакомой, по номеру телефона нашел страницу и обманувшего его попутчика, после чего обратился в службу поддержки BlaBlaCar. На сайте профиль пассажира заблокировали, так что воспользоваться им человек теперь не может. «После этого я стал тщательнее проверять людей», — признается Артем.

В BlaBlaCar заявили, что они постоянно работают над усовершенствованием уже существующих мер безопасности для пользователей и внедряют новые, к примеру, страховые продукты, а также системы идентификации пользователя по документам, удостоверяющим личность. “Это позволяет повысить уровень надежности сервиса и доверия попутчиков друг к другу. Со своей стороны делаем все возможное, чтобы все эти опции появлялись в Украине как можно скорее”, — рассказали в компании. В ближайшее время в Украине на сайте BlaBlaCar также будет запущена система полноценного бронирования поездок, а спустя некоторое время появится система оплаты услуг сервиса, что со своей стороны подразумевает идентификацию пользователя через платежные инструменты.

По материалам “Апостроф”

Залишити відповідь