Изобретатель из Днепра презентовал машину Голдберга (Фото)

Изобретатель, создатель роботов Игорь Кочет из Днепра в рамках фестиваля «Interpipe TechFest» презентовал собственный прототип машины Голдберга. Работа умного устройства заключается в том, чтобы выполнять самое простое действие чрезвычайно сложным образом «по принципу домино». Например, чтобы разбить яйцо, машина выполняет 60 действий, используя около 150 предметов. Также Игорь Кочет специализируется на проведении технических квестов, увлекательных развлечений с заданиями. Изобретатель эксклюзивно поделился с «Вістями» секретами своей мастерской.

Изобретатель Игорь Кочет

Сложный механизм

 — Игорь, как возникла идея создания прототипа машины Голдберга? В чем ее особенность и принцип работы?

— Мне давно хотелось собрать данную машину в таком большом виде. Были небольшие эксперименты, а в этом году сложились все пазлы (улыбается). Перед тем как определить задачу, которую будет выполнять машина, мы рассматривали разные варианты. Что может быть проще, чем разбить яйцо!? Именно поэтому придумали сложный механизм из многочисленных шагов, который выполняет самое простое действие.
Сам же механизм, который в нашей машине разбивает яйцо, приводит в действие мощный двухтонный автомобильный домкрат. Таким можно легко поднять авто.

— Какие предметы Вы использовали для создания машины Голдберга?

— На создание машины Голдберга понадобилось несколько месяцев. Вначале мы искали интересные предметы, а затем придумывали, как их обыграть и сделать между ними «связки». Машина Голдберга насчитывает около 150 разнообразных деталей и выполняет приблизительно 60 действий. В частности, мы использовали квадрокоптер, печатную машинку, робот-пыле­сос, компрессор с цилиндром, предметы бытовой и кухонной утвари, игрушки, мячики разных размеров и так далее. Некоторые элементы специально выпиливали. Например, приспособление, по которому запус­каются жетоны в самом начале механизма, или устройство, подающее шарики в желоб.

Физика — это творчество 

— Какими навыками нужно обладать, чтобы рассчитать все движения и нагрузки?

— Прежде всего — это физика. Понимание рычага, блока и, как минимум, простых элементов. Для того чтобы маленький шарик столкнул с места большой предмет, нужны знания кинетической и потенциальной энергии. Вообще, я бы рекомендовал «строить» подобные машины на уроках физики. Тогда сразу же пригодится вся теория. В работе я использовал электронные компоненты, для которых нужны элементарные знания в данной области. В целом, машину Голдберга можно строить как угодно. Это чистое творчество. Знаешь на отлично химию — строй химическую машину (улыбается).

— С какими трудностями столкнулись в процессе создания машины?

— Особых трудностей не было. Был планомерный поиск материалов, продумывание, как их разместить и как обыграть самым интересным способом. По сути, мы сами себе создали трудности и успешно, с хорошим настроением их преодолевали.

Уже во время мероприятия, где была презентована наша машина Голдберга, возникали интересные ситуации. Например, после прохладной ночи с туманом не захотел работать видеомагнитофон. Наверное, из-за конденсата. Прогрели феном — заработал. Затем вышло солнце, засветило фотодатчики. В результате чего он снова перестал работать. Накрыли крышкой — заработал.

— С какой попытки удалось достичь желаемого результата?

— Машина запускалась много раз, чтобы убрать все неточности. И все равно остается веро­ятность того, что что-то пойдет не по плану.

Игры и роботы 

— Сегодня очень популярны квесты. В чем особенность Ваших квестов?

— Мне всегда нравилось загадывать людям загадки и чтобы они искали на них ответы. А так как с детства увлекаюсь электроникой и механикой, то это постепенно переросло в направление технических квестов, то есть таких, когда в процессе прохождения и выполнения заданий участники используют различные предметы. Людям очень нравится взаимодействовать с реальными вещами: куда-то вставлять, крутить, нажимать, бежать, искать и так далее. Таким образом, игра с приключениями получается очень динамичной. Например, чтобы добраться к содержимому большого сейфа, нужно выполнить определенные задания, которые находятся на стенках сейфа.

— Как возникла идея создавать именно технические квесты?

— В основном, мы занимаемся выездными квестами. Это, конечно, более затратно, зато интересно: приезжаешь на новую локацию, придумываешь, что, где и как разместить. На таких выездах, кстати, «родились» деревянные GPS-навигаторы вместо привычных всем карт и схем. Также мы воплотили в реальность известную советскую игру «Волк ловит яйца».

— Каких роботов Вы создали в мастерской и каких из них используете в быту?

— Жене на день рождения я сделал подарок: «чаеварку» — это аппарат, который сам готовит чай. Мы все время его используем. Также в моей коллекции есть «робот-бармен», который набирает в стакан определенный объем жидкости из нужной бутылки. Ознакомиться с моими изобретениями и квестами можно на сайте: sq.dp.ua.

Маргарита Сопильняк,

фото из архива Игоря Кочета