Как днепрянка покоряла Поднебесную

С каждым годом все больше украинцев уезжают на заработки по всему миру. Одна из наиболее перспективных стран – Китай. Более двух лет в Поднебесной трудится наша землячка – днепрянка Олеся Богданова. О первых шагах, трудностях в далекой стране, странностях китайцев и о том, что в них восхищает, – в эксклюзивном интервью «Вістям».

Вакансия учителя

– Олеся, у Вас за плечами – два года работы в Поднебесной. Расскажите, как появилась идея поехать в эту далекую экзотическую страну?

 – Ранее сюда приехали работать мои друзья из Днепра – Лиза и Андрей. Они знали о моей страсти к путешествиям, о том, что объездила автостопом почти всю Европу. Сообщили мне о вариантах работы учителем английского языка в детском саду и школе. Есть украинские агентства, занимающиеся организацией поездок на заработки, но, я считаю, что это лишние траты. Поэтому самостоятельно оформила визу, купила билет в одну сторону и с 300 долларами в кармане поднялась в аэропорту Борисполь в салон авиалайнера…

– Какой выбрали город и как проходил поиск работы?

– Сначала я прилетела в Гуанчжоу. Китайское агентство по трудоустройству для иностранцев подобрало мне вакансию учителя английского в детсаду в соседнем городе Дунгуань. Самостоятельно найти работу практически невозможно, так как мало кто говорит на английском. Агенты же отлично знают международный язык, поэтому ежемесячно в течение времени действия контракта агентству уходит одна десятая из моей зарплаты. Когда контракт заканчивается, работодатель может продлить договор уже без посредника.

Трудности перевода

– Как проходила адаптация в Китае? С какими трудностями сталкивались?

– Из-за «непопулярности» английского языка было непросто оформить банковскую карточку и приобрести сим – карту для телефона. Когда я заблудилась, а телефон, в котором есть переводчик, разрядился, пришлось «на пальцах» задавать вопрос: «Как пройти к метро?» Подобные ситуации случались неоднократно.

Опять же, из-за «языкового барьера» первое время было непросто приобрести еду. Я не знала, как спросить на китайском о цене. Показывала на кошелек, но продавцы не понимали. В садике и школе сотрудников кормят в основном рисом, жареными овощами, мясом, вермишелью, булочками. Мне, узнав, что я не ем мясо, готовили еду отдельно. Первое время была очень рада и этому, однако однообразные блюда быстро надоели. Хочется нашей гречки, но приобрести ее можно только в специализированных магазинах в 3-4 раза дороже, чем в Украине. В обычных магазинах есть только зеленая гречка, но мне она не пришлась по вкусу. Некоторые продукты заказываю на родине – шоколад, кофе, сыр…

– Наслышана о том, что в Китае есть проблемы с чистотой в общественных местах, а также – «тяжелый» воздух…

– Так и есть. Было сложно привыкнуть к невероятно загрязненному из-за многочисленных заводов воздуху. Когда ложилась спать в первую ночь, думала, что не проснусь – боялась задохнуться. Скучала по чистому небу, так как здесь его почти всегда затмевает смог, но со временем привыкла и перестала это замечать. Также непросто адаптироваться к высокой влажности воздуха. Из-за нее жара становится невыносимой, зато зимой даже при плюс пять – очень холодно. В большинстве провинций в домах нет центрального отопления, и спальню можно прогреть кондиционером или электрической батареей. Поначалу удивляло, что среди зимы может резко потеплеть – люди ходят в шортах и футболках.

Первое время шокировали крысы на улицах и тараканы повсюду. Китайские дети лет до семи могут воспользоваться любым уголком как туалетом,  и это не осуждается, хотя бесплатные туалеты там на каждом углу. В целом, с чистотой в общественных местах здесь не дружат. В кафе бросают на стол и на пол очистки от продуктов, косточки… На улице человек может очистить апельсин и бросить шкурки под ноги. Впрочем, на фоне минусов есть много того, что восхищает и приятно удивляет…

Массаж для школьников

– С этого места поподробнее…

– Важно, что у меня не было необходимости искать жилье. Для приезжих с этим там очень сложно. Мне бесплатно предоставили квартиру со всеми удобствами и отдельной кухней при садике, а позже и при школе. Такое жилье предназначено для учителей, воспитателей и директора. Одно из первых приятных открытий в Поднебесной – огромное разнообразие экзотических фруктов. Это – гуава, логан, джекфрут, карамбола, мумкват… Особенно понравился дуриан – дурно пахнущий, но при этом невероятно вкусный. Также отличный выбор морепродуктов: цены на все доступные. Есть возможность путешествовать – за два года я побывала в Таиланде и Малайзии. Поездила и по Китаю – была в Пекине и на острове Хайнань.

– Китайцы считаются здоровой нацией. В чем особенности их образа жизни?

– С ранних лет их приучают к активному образу жизни. В садиках и школах  –  обязательные физические нагрузки. В школах ученики два раза в день делают зарядку для лица – это расслабляет мышцы и повышает продуктивность умственного труда. В Китае не распространено употребление алкоголя, очень мало едят сладкого. Есть полезная привычка – пить много чистой, предпочтительно теплой, воды. Большое внимание  здоровью уделяет старшее поколение. Утром и вечером пожилые китайцы во дворах и парках делают зарядку, собираются потанцевать в красивых нарядах.

Встречи с земляками

– Расскажите, как долго проработали в садике?

– Пять месяцев. В день было 2-3 урока по 20 минут. Остальное рабочее время проводила в офисе – готовилась к занятиям. Грамматику с детьми не учили. Только несложные слова: названия предметов, еды, животных… Все это в игровой форме или в виде песен. Для китайцев важно европейское произношение. Поначалу дети меня стеснялись, но со временем я поладила с ними и со многими были очень теплые отношения. Я полюбила этих деток!

– Как складывалось дальше?

– Я переехала в более крупный город – Гуанчжоу. Пришла на работу в школу, где тружусь и сейчас. Дети учат английский язык с китайскими преподавателями. На моих уроках – разговорная практика. Отрабатываем произношение, читаем книги, смотрим и обсуждаем учебные видео. Также я готовлю тесты для проверки знаний. Не все школьники прежде общались с иностранцами, поэтому поначалу боялись меня, замыкались в себе. Иностранным учителям запрещено ругать детей. Приходится нормально реагировать, когда они балуются и «садятся на голову».

– А как налаживают дисциплину местные педагоги?

– Во многих семьях по отношению к детям царит тотальная вседозволенность. Я неоднократно наблюдала, как 10-летний ребенок может сильно ударить родителя и не получить замечания в ответ. Сын или дочь может об асфальт разбить дорогой телефон мамы или папы и не быть наказанным. Бить их приходится китайским учителям. Воспитанные дети  встречаются, но их меньше.

– Олеся, присутствует ли чувство одиночества в чужой стране?

– Конечно! Особенно ярко я это ощущала в первые месяцы. Со временем обзавелась друзьями. На встречи приходим с украинскими флагами, поем родные песни… Многие украинцы активно следят за событиями в родной стране. Мы делимся новостями, обсуждаем все в специальных группах в Интернете. Когда земляки попадают в беду, каждый помогает, чем может. Помогаем также найти жилье и работу. В Китае есть организация украинцев Hromada, которая занимается социальной помощью малообеспеченным детям и бойцам АТО в Украине: отправляет деньги или необходимые материалы. Слезы наворачивались от восхищения, когда при необходимости за несколько часов мы собрали 700 долларов. Я очень горжусь нашими земляками!

Екатерина Чередниченко,

фото из личного архива Олеси Богдановой