Как кинорежиссер из Днепра сохраняет тайны города

Журналист, кинорежиссер и писатель Игорь Родионов – человек неуемной творческой энергии. Он – автор книг и телевизионных документальных лент о родном городе. Его фильмы – «Тайна украинской  Атлантиды»,  «Николай и Хельмут», «Даниил Сахненко. Кино и жизнь», «Днепропетровск неизвестный», получившие призы на всеукраинских фестивалях, хорошо знают и любят днепровские зрители. А его книги  о городских архитекторах – «Петровский зачет.40 лет спустя», «Набережная имени…», «Днепропетровские зодчие. Люди-легенды» – сегодня лидируют по продаже в магазинах. О первом журналистском опыте, семейных архивах архитекторов и городе, который мог бы быть, Игорь Владимирович рассказал в эксклюзивном интервью «Вістям».

На вершине Эльбруса

– Игорь Владимирович, как Вы пришли в журналистику?

  – Мой отец – военный, человек строгих правил, он видел меня офицером. А мне хотелось быть вольным художником. Конечно, не в буквальном смысле этого слова. В семейных спорах последнее слово всегда было за отцом: «Только военный плац всю дурь из твоей головы выбьет». Работать в газете я мечтал с юности. Считал, что это самая романтическая профессия.   Судьба подарила  встречу с Владимиром Кузьминецким. Он возглавлял тогдашнее издание «Прапор юности». «Напиши материал»,- предложил он. А я: «Какой?» – «А это уж сам найди…», – отрезал он и выдал мне удостоверение. Первый в моей жизни репортаж – «Азбука маленьких демосфенов» о враче-логопеде – вызвал огромный шквал писем в редакцию. С тех пор я уже не расставался с газетой никогда…  Всегда старался искать эксклюзив.

– Как складывалась Ваша журналистская судьба дальше?

– «Днепровская правда», куда я пришел работать после службы в армии, открыла мне мир людей и событий. Именно в отделе информации и спорта я ощутил пульс жизни родного города. Первая моя командировка стала важным этапом в жизни. А отправили меня тогда на самую вершину Эльбруса. Вместе с альпинистами предстояло установить обелиск воинам, освобождавшим Кавказ от немецких захватчиков. И, конечно, написать репортаж. Но бывалые альпинисты намекнули: о горах не расскажешь словом – их надо показать. Так, помимо журналистского блокнота, я прихватил с собой и простую любительскую кинокамеру… Ох, сколько хлопот она мне доставила. От ледяных порывов горных ветров я укутывал ее маминым пуховым платком и согревал за пазухой. Мне довелось пройти двойной маршрут – то забегал вперед, то выискивал интересные ракурсы для съемки. Было сложно. Но не пожалел ни разу. Любительский фильм назвал «Высота памяти». Это было мое первое кино. До сих пор во мне борются две сферы творческой деятельности: журналистика и кино.

Семейные архивы

– Игорь Владимирович, газета – это всегда открытия. Были они у вас?

– Газетная рубрика «Фото из семейного альбома», которую мне поручили вести, поначалу показалась мелкотемной. Ну что можно найти в семейном архиве? Это потом я  понял, что в простом  любительском снимке есть все – и люди, и события, и эпоха. Биографические очерки днепропетровских архитекторов послевоенной поры не могли обойтись без семейных архивов. Свой разговор с моими героями я начинал с того,  что просил показать  альбом с фото…

– Вы более 20 лет проработали на телевидении…

– Однажды мне предложили отснять клип для программы «Слава солдатская». Поднимать боевой дух в казармы приехали не казенные  замполиты,  а киношники  с идеей «Мисс-фото на военной службе». По просьбе режиссера подразделение девчат поставили «под ружье», выкатили самоходку, гаубицу, роздали по «Калашникову». Автоматы доверили  хрупким девичьим  рукам, предварительно выдав  красавицам  и новенький  комплект солдатского  обмундирования: гимнастерки, сапоги и портянки. Так и возник первый клип: «В любви, как в бою, – все решает рукопашная…»

Берегите память!

– В своих авторских программах и книгах Вы много времени уделяете теме архитектуры, истории создания нашего города. «Набережная имени…», «Днепропетровские зодчие. Люди-легенды» – настоящие энциклопедии для тех, кто хочет открыть тайны Екатеринослава-Днепропетровска-Днепра». Как увлеклись архитектурой?

– В первые годы независимости в Украине происходил строительный бум, это было хорошо заметно в Днепре. Строились новые здания, город менял свое лицо, становясь неузнаваемым. Тогда я задумался над тем, что, исчезая со старым зданием, в небытие уходит и имя его архитектора, стираются имена строителей, проектировщиков. А это необходимо сохранить! Нужно, чтобы горожане помнили, как возникло то или иное сооружение. Возникла идея создать телевизионную программу, посвященную истории городской архитектуры и нашим архитекторам. Она называлась «Что нам стоит дом построить!» Тогда многие узнали о таких архитекторах, как А. Красносельский, В. Горбоносов, Е. Сорин, О. Петров, М. Шнеерсон, П. Ниринберг.

– Над чем работаете сегодня?

– Продолжаю тему «Биографические очерки». Следующая книга посвящена днепропетровскому архитектору Евгению Яшунскому. Его футуристический мир захватывает и увлекает, как только к нему прикасаешься. Он – автор неординарных идей и проектов. По его градостроительным концепциям строится наш любимый Днепр. У него было немало интересных идей. Он мечтал сделать Днепропетровск городом, отличным от других. Скажем, венчать Соборную площадь огромной короной… Но накануне выхода издания не буду открывать всех секретов. Скажу лишь, что оно называется «Город, который мог бы быть…»

– Иногда о Днепре говорят как о «городе без истории». Согласны с этим утверждением?

– Нет, у нас есть история. С годами тайны, связанные с городом, только множатся! Главное – сберечь все, не растерять нашу память!

Анфиса Букреева,

фото из архива Игоря Родионова