Как в Днепре появился “романтический” район (Фото)

В середине XIX века на левом берегу Днепра напротив Екатеринослава находилось селение Мануйловка, первые сведения о котором относятся к 1744 году. Название свое оно получило в честь первого поселенца – запорожского казака Мануйла. Постепенно вокруг его зимовника возникла казацкая слобода. Около 1786 года, после ликвидации Запорожской Сечи, Екатерина II пожаловала эти земли правителю канцелярии Г.А. Потемкина – генерал-майору Попову. Рассказывает сообщество Екатеринославъ – Днепропетровск.

После этого село стало именоваться Поповкой, или Мануйловкой-Поповкой. Новый хозяин выстроил здесь обширную усадьбу – господский дом, хозяйственные постройки, и пейзажный сад-парк. Сад был интересен тем, что проектировал и обустраивал его любимый садовник Потемкина – Вильям Гульд. В первой половине XIX века Мануйловка перешла в собственность к семье Быковых, после чего возникло еще одно название села – Быковка. Но с конца XIX века название Мануйловка окончательно закрепилось в источниках, как официальное.

Жизнь Левобережья кардинально изменилась с прокладкой железной дороги и последовавшим за этим бурным развитием промышленных предприятий. Нынешняя станция Нижнеднепровск была открыта в 1873 году. На момент открытия ее назвали «Екатеринослав», как ближайшую к губернскому городу. В 1873 году от этой станции провели еще одну ветку к лесной пристани на Днепре, где была открыта станция Нижнеднепровск-Пристань. А когда в 1884 году появилась новая Криворожская ветка железной дороги и мост через Днепр, старая станция была названа Нижнеднепровск, а новая – на правом берегу – Екатеринослав. В конце XIX – начале ХХ века к северу и западу от Мануйловки довольно быстро возник ряд рабочих поселков и призаводских колоний. Вокруг железной дороги стремительно начал формироваться новый промышленно-жилой район на левобережье Днепра.

При станции Нижнеднепровск в 1896 году были основаны Главные вагонные мастерские Екатерининской железной дороги (нынешний Вагоноремонтный завод). В 1895 году был пущен сталелитейный, сталепрокатный и трубопрокатный завод бельгийского инженера Ланге. В 1899 году на Амуре появился второй завод Бельгийского акционерного общества русских трубопрокатных заводов, или Шодуар «Б» (с 1920-х годов – оба предприятия образовали завод им. Коминтерна). В 1896 году возник машиностроительный завод «Сириус» (позднее Днепропетровский чугуновальцеделательный завод). В 1895 году французскими капиталистами был основан вагонный завод, именовавшийся «Франко-русскими мастерскими». К 1909 году он был капитально реконструирован в «Гвоздильный и проволочный завод Гантке под именем Русской железной промышленности» (ныне Нижнеднепровский трубопрокатный завод (бывший завод им. Карла Либкнехта).

Поселок Амур возник в 1875 году. Существует несколько версий, касательно его необычного названия, каждая из которых является, по-сути, преданием. По одной версии, после постройки тупиковой железнодорожной станции на левобережье, место это считалось своеобразным «концом света». Первыми появились здесь полтора десятка халуп для жилья. «Ишь куда забрались, – сказал кто-то из местных острословов, – на самый Амур». И это странное название утвердилось в планах землемеров. Другая версия говорит, что название дали несколько семей, действительно перебравшихся с Дальнего Востока. И третья версия – «лирическая». Якобы в ранние времена истории города, екатеринославская знать, чиновники, облюбовали левобережье Днепра для веселых пикников. Не обходилось и без любовных развлечений, «на крыльях Амура» – как тогда говорили. Именно от этого «Амура» будто бы и произошло название целого района. Но вряд ли эти версии можно подтвердить историческими источниками.

К 1900-м годам «Амур превратился в большой поселок, с населением в 20000 человек, церковью, несколькими школами, 150 лавками, аптекой, 4 лесными пристанями… Увеличиваясь из года в год, Амур захватил огромную территорию, примыкающую к заводам и делится теперь на две части. Одна ближе к берегу расположена на песчаной почве и называется Пески. Другая-же менее густо населенная – называется Черноземом. Это наиболее правильно распланированная часть Амура. Здесь много усадьб с вишневыми садочками. Сообщение между Екатеринославом и Амуром поддерживается пароходиками и лодками, а зимой санями». Так в 1913 году представляла Амур справочная книга «Весь Екатеринослав». Примерно в тех же тонах описано и развитие Нижнеднепровска: «Недавно ничтожная деревушка Нижнеднепровск теперь большой поселок (15000 нас.) расположен на частновладельческой земле. В нем 2 аптеки, земский приемный покой, 1 церковь, более 50 торгово-промышленных предприятий. Население Нижнеднепровска растет с каждым годом».

Большая часть территории левобережья имеет равнинный характер, высокий уровень подпочвенных вод, а до строительства ДнепроГЭСа она еще и затапливалась частыми паводками Днепра. Поселок Амур занимал территорию между современным жилмассивом Фрунзенский и улицей Каруны. В зависимости от грунта, отдельные его части назывались Амур-Пески и Амур-Чернозем. Восточнее основного ядра Амура возник поселок Бараф (район современных улиц Лаврова, Кочкина, Трамвайной и др.). Еще один эпицентр застройки – Нижнеднепровск – растет к югу от одноименной станции и постепенно поглощает кварталы старой Мануйловки. Главные улицы «старого» Нижнеднепровска – Каруны, Бажова, Коминтерна. Восточнее этого района уже с 1930-х годов возник район Нижнеднепровск-Узел, сначала развивавшийся как поселок железнодорожников у сортировочной станции и моста через Днепр Мерефо-Херсонской железной дороги. Этому способствовало расширение старых и строительство новых промышленных предприятий – Нижнеднепровского трубопрокатного завода им. Карла Либкнехта, им. Артема, стрелочного, мясокомбината и других.

Промышленные районы Амур и Нижнеднепровск и до революции, и особенно в 1917-21 годы, были активно вовлечены в революционные катаклизмы. Этому способствовали и особенности социальной структуры, в частности, преобладание пролетариата. Одной из знаковых фигур стал Петр Воронцов, погибший в 1919 году неподалеку от Новомосковска в бою с солдатами армии Деникина. В 1922 году Мануйловка получила название – поселок Воронцова (упрощенное «Воронцовка») – в честь известного революционера. А в 1957 году главная улица этого района – Шоссейная, была названа проспектом Воронцова. В 2016 году проспект Воронцова получил новое название – Мануйловский. Он тянется от железнодорожной ветки до Слобожанского проспекта (до недавнего времени пр. им. газеты «Правда») почти на 2,5 километра.

В марте 1920 года советская власть завершила национализацию трубопрокатных и машиностроительных заводов в Екатеринославе и Нижнеднепровске. А в 1925 году Левобережье вошло в состав Екатеринослава, который через год стал Днепропетровском. Районный совет решили разместить в Нижнеднепровске. Для этого построили здание в неоклассическом стиле, с протяженным фасадом, украшенное полукруглым фронтоном (позднее здесь разместился институт минеральных ресурсов). Это одна из последних работ знаменитого архитектора Дмитрия Скоробогатова. В том же 1925 году среди промышленных пейзажей и одно-двухэтажных кварталов был разбит обширный парк с озером. В августе 1925 года коммунальная секция горсовета приняла решение назвать его – парк имени Международного женского дня 8 Марта. Позднее парк был переименован и назван в честь видного деятеля большевистской партии – С.М. Кирова (ныне парк Кириловка)

Административное объединение правого и левого берега дало возможность приступить к решению острой проблемы транспортного сообщения. В 1935-37 годах были проложены две трамвайные ветки (ныне маршруты №6 и №9). Первую очередь длиной 3 километра сдали в эксплуатацию в 1935 году. Так открылось трамвайное движение через железнодорожный мост. В 1937 году трамвайная линия соединила правый берег со станцией Нижнеднепровск-Узел и заводом им. Артема. В ноябре 1933 года в левобережной части Днепропетровска был сдан в эксплуатацию новый речной порт, на то время – один из наибольших на Днепре. Еще одной проблемой в жизни района стала борьба с наводнениями. В 1931 году, за год до завершения строительства ДнепроГЭСа, Днепропетровск стал жертвой мощного наводнения. На левом берегу наиболее пострадал Амур. На низинном левобережье энергично принялись строить дамбы, но и они не смогли надежно защитить от воды. Днепр прорвал дамбы, причинив серьезный ущерб.

Внешние черты этой части Левобережья практически не менялись до 1960-70-х годов, когда было заасфальтировано большинство улиц и проведен автобусный транспорт. Современный Амур-Нижнеднепровск не имеет ярко выраженного целостного образа. Грузовой порт. Заводы. Улицы с одно-двухэтажной застройкой и вкрапления многоэтажек. Медленно умирающий парк им. Кирова. Типичные противоречивые черты промышленного мегаполиса. Однако район Амур-Нижнеднепровска по-прежнему занимает ведущее место по объему «транспортных, железнодорожных и водных операций» в структуре нашего города.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна