Олег Волощенко: «Работа в кино – проверка на прочность»

12 октября 2017 года выйдет в прокат первый украинский фильм в жанре фэнтези «Сторожевая застава». Картина обещает стать настоящим событием в нашем кинематографе, судя по грандиозности визуальных эффектов и масштабности декораций. Продюсер картины Егор Олесов (он же продюсер фильма «Незламна») убежден, что кино создают не декорации, а таланты. По его мнению, команда «Сторожевой заставы» – сильная, актеры – замечательные. Один из них – наш земляк. «Вісті» эксклюзивно пообщались с исполнителем роли Ильи Муромца, заслуженным артистом Украины, актером театра им. Леси Украинки (г. Каменское) Олегом Волощенко.

НЕ ВЕРЮ В СЛУЧАЙНОСТИ

– Олег, ты мечтал когда-нибудь сыграть роль богатыря?

– В детстве играл в рыцарей. Но если бы мне кто-нибудь сказал, что буду воплощать на экране Илью Муромца, подумал бы, что это шутка. К тому же еще в недалеком прошлом я был совершенно другой весовой категории (смеется)…

– Ты занялся спортом, кардинально изменив себя внешне. Как будто готовился к этой роли…

– Это, наверное, судьба актерская. Ведь не займись я в свое время спортом, ничего бы не было. На роль Ильи пробовались многие артисты. Время начинать съемки, а актера нет. На кастинг меня пригласили в последний момент, и утвердили. Я не верю в случайности. Есть такая мудрая фраза о том, что случай – это обличье Бога в те моменты, когда он хочет остаться инкогнито. Вот для меня это действительно так. Куда тяжелее потом оправдывать доверие, доказывать, что это – не случайность.

– До «Сторожевой заставы» были предложения сниматься?

– Были, но они не стоили того, чтобы тратиться так сильно, как приходилось в прошлом году в активную фазу съемок. В театре – выпуск «Гамлета». И вдруг такое предложение – одна из главных ролей, да еще в таком фильме. То, как картина создавалась и какой она получилась – это мировой уровень.

– Фильм – об украинских супергероях. Но, я думаю, для многих это утверждение покажется спорным.

– Украинцы имеют полное право считать Илью своим национальным героем. В летописях сказано: «Обедню богатырь слушал в родном селе, вечерню – в Киеве». Из российского города Мурома Илья ехал бы сорок дней. А вот из Моровска – села под Черниговом, который в древности назывался Муромском, до Киева – час езды. Тем более, что жили наши герои во времена Киевской Руси.

МАГИЯ ­ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

– В Илье Муромце тебя узнать достаточно сложно…

– Я и сам себя не узнаю (смеется). То, что сотворили гримеры, костюмеры… Все это – магия кино. Артист должен получать удовольствие, когда его не узнают из роли в роль. Больше всего я кайфую, если получается удивлять.

– Как создавался образ?

– Важно понимать, что ты играешь не вымышленного персонажа, а реального человека, несмотря на то, что наш фильм – в жанре фэнтези. Изначально мы хотели уйти от штампов – образа васнецовских богатырей. На кастинге мне в голову пришла мысль: а если в бороду продеть кольцо? Я стал похожим на викинга. Волосы собрали в косу как у сегунов. Режиссер фильма Юра Ковалев такое решение тотчас утвердил. Очень долго можно говорить о костюмах. Все они – ручной работы. Созданы потрясающим мастером своего дела – художницей Антониной Белинской и ее командой. У меня, кстати, была пряжка ХIII века, специально предоставленная для съемок из частной коллекции.

Оба – и Илья с кольцом в бороде, и лысый Добрыня с серьгой в ухе – «выстрелили» круто. Во всем этом историческом антураже они стали ближе современному зрителю. Мы шутили: «Спокойно можем пересесть с лошадей на байки и никто ничего не заподозрит. Хотя, нет, доспехи выдадут» (улыбается).

СИЛА ВОЛИ

– Какие сложности возникали во время съемок?

– Пожалуй, самое сложное – съемка в музее под открытым небом в Пирогово. Сцена застолья в страстную пятницу. На столе – мясо, молоко, вареники – глаза разбегаются от всего этого изобилия, понимаешь, что скоро будет сказано: «Стоп, снято», и весь этот исходящий реквизит можно будет употребить. А нельзя. Страстная пятница – это святое. Вот это тяжело. Вот тут сила воли нужна (смеется).

– Работал без дублера?

– Это была моя принципиальная просьба. Я говорил нашему постановщику боев Диме Рудому: «Мучай меня, сколько надо, в зале, на площадке, но я работаю без дублера». И сделал то, что сделал – через боль, в прямом смысле. В одной из финальных сцен во время боя пропустил удар. Пришелся он как раз по указательному пальцу. Ощущение – будто отрубили палец. Продолжаю выполнять рисунок боя, мельком поглядываю на руку, все не могу понять, почему нет крови. «Стоп, снято» – опус­каю руку, смотрю – палец черный… Кровь налилась, не могу его согнуть, боль дикая. Никому – ни слова. Бегом к врачу на площадке: «Сделай мне обезболивающий укол». Возвращаюсь на съемочные подмостки. Снимаюсь, при этом меч (весит 15 кг) держу невероятным образом – травмированный палец торчит как клюка. Так и отработал. Палец потом долго пришлось лечить… Слава Богу, ушиб. Я думал, страшнее. Это была проверка на прочность, однозначно. Ну, болит палец – плевать. От одной мысли, что и через это тоже прошел, чувствуешь безумный кайф (смеется).

РАБОТАЛОСЬ ­ВЕСЕЛО

– Что больше всего запомнилось?

– Лысая гора под Киевом. Там все как-то не ладилось. Энергетика жесткая. Несколько сот метров от места, где мы снимали – древнее капище было. Но мы справились, слава Богу.

– Забавные моменты были?

– Полно. Можно рассказывать, не уставая. К примеру, представьте себе армию половцев и русичей в полной амуниции на съемочной площадке во время перерыва – в одной руке держат меч, а в другой – смартфон. Такое ощущение, что временной портал сломался (смеется). Или другой пример. Сама Сторожевая застава находится на натурной площадке киностудии FILM.UA. Затянуто все синим хромакеем, а за ним сразу высотки начинаются. Взбираешься на крепость, смотришь по сторонам – люди на балкон вышли, а у нас здесь – ХI столетие…

– Одним словом, работалось весело?

– Только так и нужно. Помню мой крайний съемочный день. Снимали на Десне. Жара неимоверная. Лошади в обморок падают, а на тебе – кольчуга, под нею – шерстяная рубаха толщиной в палец, дальше – льняная рубаха. Снимаем эпизод, в котором Олешко (Роман Луцкий) борется с одним из мифических героев. От удара противника Олешко летит в воду. «Счастливчик» целый день провел в воде. Дубль за дублем – из воды Рома выходит мокрый, в водорослях, в кувшинках, а мы на берегу его встречаем, дубль за дублем (смеется). Не трудно предположить, какими словами мы его приветствовали.

Было не просто, но все в кайф. Это самое большое ощущение правильности того, что ты делаешь.

АЛЕНА КАРАПЫШ, ФОТО KINOFILMS.UA, MEDIANANNY.COM