Сергей Руденко: «Я работаю так, как работали в старину»

Кузнечное ремесло известно с древнейших времен. Кузнецы, как правило, жили на окраине поселений, были полностью сосредоточены на своем занятии, требующем выполнения достаточно сложных технологических процессов. Это было непонятно для обывателя. Поэтому таких мастеров зачастую считали шаманами или колдунами, связанными с дьяволом, темными силами. Сергей Руденко – представитель этой загадочной и редкой в наше время профессии. Он живет в селе Алексеевка Никопольского района и занимается оружейной ковкой более 20 лет. Сергей эксклюзивно рассказал «Вістям» о своей коллекции и о том, каким людям опасно находиться в кузнице.

Любимое дело

– Сергей, как Вы стали кузнецом?

– Я родом из села Покровское, прожил в Никополе лет десять, а сейчас купил дом в Алексеевке – и к городу близко, и условия для работы более приемлемые. Кузнечным ремеслом интересовался с детства. Мой сосед работал кузнецом, и мне всегда нравилось наблюдать, как он колдует у наковальни, как из раскаленного металла получаются красивые и нужные изделия. Когда после службы в армии  вернулся домой, он пригласил меня поработать в кузнице. Позже я освоил и другие профессии, но ковку не оставлял, совмещая ее с основной работой. Однако вот уже лет 12 как занимаюсь только кузницей.

– Ваше хобби стало работой?

– Нет. Кузнечное ремесло – и сейчас мое хобби. Беру вещи на реставрацию, принимаю заказы от ребят, которые служат в украинской армии, но не ставлю это на поток, не занимаюсь этим ради дохода. Для меня оружейная ковка – любимое дело.

– Почему Вы выбрали именно оружейную ковку, а не художественную, например?

– Нравится реставрировать старое оружие, воссоздавать его так, как это делали наши предки. Искал литературу, посещал музеи и выставки частных коллекций, узнавал параметры исторического оружия, а также то, как раньше вручную варили металл. Я работаю так, как работали в старину, современные технологии не использую.

Тайны ­ремесла

– Вы овладели секретами изготовления знаменитых булатной и дамасской стали?

– Технология получения дамасской стали – давно не секрет. Кузнечных дел мастера знают, как ее отковать. Дамасская сталь – узорчатая, потому что много слоев разной стали, соединенных между собой, сковываются с помощью кузнечной сварки. По такому принципу я изготовил фламберг. В этом мече – полторы тысячи слоев стали!

У изготовления булата – более сложный технологический процесс, его нужно лить. К осени планирую сделать небольшую доменную печь – такую, как были в старину – и попробую его сделать. Изделия из булатной стали отличаются прочностью и ­изумительной пластичностью. К примеру, булатную шпагу можно согнуть под углом 90 градусов – и она не сломается.

– Где еще представители столь редкой профессии черпают необходимую для работы информацию?

– Добытым по крупицам опытом кузнецы делятся друг с другом на различных фестивалях и выставках. Как минимум пять-шесть раз в год я езжу на такие мероприятия. В этом году был на международном «Святi ковалiв» в Ивано-Франковске, международном фес­тивале «Металеве серце України» в Ровно. Традиционно посещаю Международную выставку «Стальная грань» в Киеве. Это – ножевое шоу, но я привожу туда не только ножи, но и кинжалы, мечи, сабли. Как видите, возможностей пообщаться с другими кузнецами более чем достаточно.

– Кузнецы охотно делятся профессиональными наработками?

– Конечно. Кузнечное ремесло, тем более оружейное, – сейчас редкость. Мастеров-оружейников, которые изготавливают длинные клинки, всего три-четыре в Украине. А знания на тот свет с собой не унесешь. Хочется, чтобы искусство изготовления оружия не угасло.

Полные ­копии

– Почему Вас привлекает именно оружие?

– Мои изделия не считаются оружием в прямом смысле этого слова. Это полные муляжи и копии, изготовленные точно как старинное оружие, но они не заточены. Они не являются «холодным оружием», его воссоздают для коллекционеров и реконструкторов – ребят, которые занимаются историческим фехтованием, проводят бои на ристалищах.

Мне нравится работать в историческом направлении. Сейчас в моей небольшой коллекции есть китайский меч цзянь редкой волнистой формы, японская катана, слегка волнистый индийский палаш со сквозным долом, наполеоновская саб­ля, восточная саб­ля шамшер – такие ­часто были у казаков.

Еще есть фламберг – двуручный меч с клинком волнистой формы, или «пламенеющий клинок». Такие применялись в Европе, в особенности Швейцарии и Германии в XV-XVII веках. Это  оружие наемников. Рыцарям запрещалось иметь такие мечи, так как церковь наложила на них анафему, потому что они считались «негуманным оружием». Действительно, раны, нанесенные фламбергом, заживали очень плохо. К тому же, этот меч, в отличие от других, практически невозможно перехватить латной перчаткой. Фламберг использовали воины высокого уровня мастерства. Если один из них попадал в плен, ему сначала отрубали правую руку, а потом сажали на кол. Ему не было пощады, потому что он наносил большой урон войскам противника. У меня остался шрам на лице от этого меча. Один из участников выставки попросил посмотреть фламберг, а когда ему разрешили, начал размахивать ним посреди зала, где было много посетителей. Пришлось выбивать меч у него из рук.

Вообще я не делаю различий между разными видами оружия. Мне просто нравится выковывать что-то новое, технологически сложное.

Живые ­стихии

– У Вас есть ученики?

– Пока нет. Те, которых я пытался обучать кузнечному делу, не справились с этим.

– Какими же качествами должен обладать подмастерье  кузнеца? Отменным здоровьем?

– Не обязательно. Главное – он должен быть силен духом: иметь внутренний стержень, упорство, уметь добиваться цели.

– Чего не прощает металл?

– Подлости и агрессии. Агрессивному человеку опасно находиться в кузнице, он может сильно пострадать. Огонь, вода, металл – живые стихии и, чтобы с ними взаимодействовать, нужно быть спокойным, доброжелательным, любить жизнь.

– Как сочетаются любовь и смертоносное оружие?

– Оружием можно не только убивать, нападая, но и защищать цивилизацию, страну, город, семью… Я считаю, что больше боли и разрушений, чем неразумный человек, никакое оружие нанести не может. Так что все зависит от того, в чьих оно руках.

Елена Щербова,

фото автора

Залишити відповідь