Тайны Днепра: АНД району – ровно век (фото)

25 января исполнилось 100 лет Амур-Нижнеднепровскому району – одному из самых больших в городе Днепр. Район этот уникален – он состоит из нескольких исторических поселений, с разными судьбами и достопримечательностями, передает Городской сайт.

Сколько исторических поселков расположено на территории АНД-района? Какое поселение является старейшим? Когда возникли поселки Амур и Нижнеднепровск, давшие название району? Где в районе расположены остатки знаменитой дворянской усадьбы? Какие знаменитые уроженцы района обогатили историю и культуру? Загадки истории АНД-района поможет раскрыть кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Район с уникальным названием – только в Днепре

«Аббревиатура «АНД» похожа на название компании или предприятия. Расшифровать ее сможет только «местный», – рассказывает Максим Кавун. – На деле она обозначает целый район Днепровского Левобережья, от поселений XVI века до рабочих поселков второй половины XIX века. Поселки Амур, Бараф, Сахалин, Нижнеднепровск и другие. Впоследствии два главных поселка образовали городское поселение, механически названное Амур-Нижнеднепровском. В 1925 г. эта территория вошла в состав Екатеринослава и образовала отдельный «Амур-Нижнеднепровский» или просто АНД-район.

Здание старого АНД райсовета 1925 года постройки
Здание старого АНД райсовета 1925 года постройки

Но официальную историю района принято отсчитывать от 25 января 1918 года, когда состоялось первое заседание президиума Совета Амур-Нижнеднепровска. Первым председателем райсовета был избран рабочий завода «Шодуар» А. Савельев .

Первоначально АНД район включал в себя всю левобережную часть нынешнего города. В 1969 году был образован Индустриальный район, и границы АНД района существенно изменились. Теперь АНД район простирается от поселка Обуховка на западе, до Мерефо-Херсонского моста на востоке. Население района – около 150 тысяч человек.

Древние казацкие поселения – «старожитная» Каменка, Ломовка, Березановка

Старейшими поселениями АНД района являются поселки в западной части, ведущие свое начало с XVI–XVIII веков.

Каменка (район СШ №114 и 20-й горбольницы) считается одним из древнейших поселений на Левобережье. Историк края Феодосий Макаревский в «Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (1880) пишет:

«Слобода Камянка, Новомосковскаго уезда, имеет за собою древнейшее происхождение. Об удалых казаках-лоцманах у Камянскаго чрез Днепр перевоза находим упоминание около 1596 года. Все путешественники…, все чумацкие и казацкие ватажки, – все переезжали чрез Днепр, на правой стороне его, у Новаго Кайдака, а на левой – у Камянки. По распоряжению Коша, насупротив Новаго Кайдака, на левой стороне Днепра, осажено, устроено было несколько землянок и бездворных хат и помещена в них перевозочная команда запорожскаго казачества, с строгим наказом команде – «всем путешественникам облегчать переезд чрез Днепр».

В 1750 г. в слободе Каменке уже была деревянная Спасо-Преображенская церковь.

Во время русско-турецкой войны 1735–1739 годов здесь строили оборонительные укрепления – редуты. Остатки некоторых сохранялись во второй половине ХХ столетия.

Сведения о происхождении Ломовки и Березановки более скудны, если не сказать, отсутствуют. Известный краевед Михаил Богомаз приводит две версии происхождения названия села: от березовой рощи, росшей на окраине поселка Березановка, и по имени основателя, как и множество других селений. По преданию, в 1757 году богатый сотник Березан ушел со службы и основал здесь хутор. Постепенно хутор Березана перерос в село. В 1966 г. в шести километрах появилась станция Березановка Приднепровской железной дороги.

В конце XVIII – начале XX веков все населенные пункты Левобережья входили в Новомосковский уезд Екатеринославской губернии. В первые годы Советской власти Каменка, Березановка и Ломовка вошли в Елизавето-Каменский район, причем центр этого района располагался в Каменке. Тогда районов было очень много, и каждый охватывал всего несколько сел.

Книга «Описание населенных мест Екатеринославской губернии» на 1 января 1925 г. сообщает сведения о населении и хозяйстве трех сел.

В Каменке тогда было хозяйств – 855, мужчин – 2100, женщин – 2314, обоего пола – 4414, мельниц тепловых – 2, ветряных – 14, маслобоек – 1, кузниц – 3, 2 школы соцвоса (социального воспитания), 1 хата-читальня и 1 амбулатория. Ежегодно здесь собирались три ярмарки: Благовещенская (25 марта), Александро-Невская (29 августа) и Введенская (21 ноября).

В «селе Березановском» насчитывалось хозяйств – 895, мужчин – 1455, женщин – 2850, обоего пола – 4305, мельниц ветряных – 8, кузниц – 1, 2 школы соцвоса (социального воспитания).

«Село Ломовское» (в дальнейшем получило название – Фрунзе) имело: хозяйств – 1128, мужчин – 2215, женщин – 2647, обоего пола – 4862, мельниц тепловых – 1, ветряных – 17, кузниц – 3, 2 школы соцвоса (социального воспитания), 1 хата-читальня.

Древние населенные пункты с середины ХХ века быстро втянулись в орбиту Днепропетровска, сохраняя традиционную застройку и стиль жизни. С конца 1970-х годов началось интенсивное «вторжение» города в патриархальную жизнь заднепровских поселков, выразившееся в постройке Кайдакского моста, прокладке Донецкого шоссе, строительстве жилмассивов.

В центре бывшего села Ломовки возвышается Свято-Покровский храм (ул. Клубная, 34). Православный храм построили еще в XIX веке, но в 1930-х гг. он был разрушен. Возведенная в 1997–1998 годах церковь стала центром духовной жизни района.

Свято-Покровский храм в Ломовке
Свято-Покровский храм в Ломовке

Несколько слов о других достопримечательностях бывших казацких поселений. В сквере по улице Передовой находится старейший в городе памятник Тарасу Шевченко – бюст на круглом постаменте. Впервые он был установлен в 1927, а по другим сведениям, в 1929 году. В 1985 и 1990 гг. памятник был капитально реконструирован.

В этом же сквере в 27 братских и 3 индивидуальных могилах захоронены бойцы, погибшие при обороне Днепропетровска в августе-сентябре 1941 г. и во время освобождения города в сентябре 1943 г., в том числе пионер-герой Саша Мирошниченко (1928-1941).

Сохранилось здание земского училища бывшего села Ломовка на ул. Передовой, 253 (ныне школа № 90) – памятник архитектуры начала ХХ века. Здесь в 1910-1916 гг. учился известный украинский литератор Григорий Эпик (репрессирован в 1930-е годы).

Своеобразной «достопримечательностью» также является скоростной трамвай. 17 декабря 1996 г. торжественно пущено движение двух веток трамвая по Кайдакскому мосту и Донецкому шоссе длиной более 9 км, одна из которых соединила Кайдаки с жилмассивом Левобережный-3 (проспект Мира), а вторая – ж/м Левобережный с центральным железнодорожным вокзалом.
Улица Передовая – самая длинная улица Днепра

Колорит района – одноэтажные улицы в окружении живописных озер – Карпенковое, Шпаковое, Московское, Сага… Сегодня главной магистралью описываемой части города служит улица Передовая. Долгой широкой полосой она тянется через весь АНД район и проходит на территории трех бывших сел – Ломовки, Каменки и Березановки.

Передовая улица насчитывает 809 домов. Это своеобразный топонимический и номерной «рекорд» Днепра. Ближе всего к этому рекорду «подошла» улица Большая Диевская (бывшая Братьев Трофимовых) в Диевке – 561 дом.

Впрочем, такие «рекорды», для нас удивительные, вполне обычны по западным меркам – исходя из особенностей тамошней планировки городов: многоэтажный центр-Сити – и коттеджные жилые районы. Улицы в Америке насчитывают не одну тысячу домов. Официальный адрес Белого дома в Вашингтоне – Пенсильвания авеню, 1600.

Известные уроженцы района: великий писатель и «хозяин области»

На улице Клубной, 25, в центре бывшего села Ломовки, проживала родная сестра Олеся Гончара – Александра Терентьевна Сова. Сам Олесь Гончар прожил в этом доме два года – с 1945 по 1947-ой.

Олесь (Александр Терентьевич) Гончар (1918–1994) – классик украинской литературы. Основные его произведения – «Прапороносці», «Собор», «Тронка». Особую известность Гончару принес роман «Собор» – о жизни украинского общества середины 1960-х годов, о кризисе культуры и духовности. После выхода романа писатель, признанный и увенчанный наградами, подвергся резкой критике и публичному осуждению.

Олесь Гончар
Олесь Гончар жил некоторое время в АНД районе

По мнению сестры Олеся Гончара, он и родился в нашем городе 4 апреля 1918 г. в доме № 4 по улице Петрозаводской. После смерти матери двухлетнего Олеся отправили на Полтавщину к деду с бабой – Гончарам, родителям матери, откуда и происходит его фамилия. Официальной родиной Гончара значится Полтавщина, и информация о его рождении на берегах Днепра требует доказательной базы. Однако установлено, что в доме на Клубной уже после войны Гончар жил и занимался литературным творчеством.

В Днепропетровске Гончар заканчивал свое обучение на филологическом факультете университета. Принято считать, что в доме на Клубной, 25 Гончар написал свой знаменитый роман «Прапороносцы» – о событиях Второй Мировой войны в Восточной Европе, об освобождении Венгрии, Румынии и других стран.

Долгие годы различные организации, народные депутаты Украины ставили вопрос о придании усадьбе на Клубной, 25 статуса исторического памятника и организации там литературно-мемориального комплекса-музея. Дом был взят на учет как памятник истории, но музей так и не был создан. В 1990-х годах было предложение назвать в честь Олеся Гончара улицу Клубную, однако в 2003 г. его имя получила другая улица – бывшая улица Кирова в нагорной части.

Нельзя не упомянуть еще об одной исторической личности, судьба которой связана с Заднепровьем. В селе Каменка 12 февраля 1914 г., в семье крестьянина, родился Алексей Федосеевич Ватченко, как говорили в советские времена, «видный партийный и государственный деятель». Окончив в 1938 г. физико-математический факультет университета, пройдя войну, Ватченко прошел все ступени партийной иерархии. В 1965-76 гг. он – первый секретарь Днепропетровского обкома Компартии Украины, «хозяин области». С 1976 г. до 1985 г. – председатель Президиума Верховного Совета УССР (то есть номинальный глава Украины).

Ватченко
Алексей Ватченко – уроженец Каменки

В жизни А.Ф. Ватченко была одна коллизия, которая непосредственно связана с Олесем Гончаром. Дело в том, что роман «Собор» был подвергнут обструкции и критике. Одним из инициаторов этой акции называют тогдашнего лидера области А.Ф. Ватченко. Они с Гончаром пересекались в молодости. Согласно многим публикациям, глава области увидел в тексте романа намек на свою жизнь и своих родственников, и развернул кампанию против «Собора». Настоящие перипетии взаимоотношений О. Гончара и А. Ватченко, видимо, так и останутся загадкой.

Так в АНД районе переплелись судьбы двух неординарных исторических личностей.

Мануйловка: казацкая слобода и знаменитая усадьба

Епископ Феодосий Макаревский в «Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (1880) заметил:

«О древнем положении местности, занимаемой нынешнею слободою Мануиловкою, нам ничего неизвестно; знаем только, что в 1740 году здесь жили подданные запорожскаго Коша, рабочий народ его, – люди семейные и оседлые, принадлежавшие приходом к Преображенской церкви села Камянки».

Название свое она якобы получила в честь первого поселенца – казака Мануйла.

Около 1786 г. Екатерина II пожаловала 4,5 тысячи десятин на левом берегу Днепра с поселением Мануйловкой генерал-майору В.С. Попову. После этого село стало именоваться в документах Поповкой или двойным названием Мануйловка – Поповка.

Василий Степанович Попов (1743 или 1745 – 1822) – ближайший соратник, правитель канцелярии Г.А. Потемкина. Авторитет этого человека был столь велик, что после смерти князя в 1791 г. Екатерина II назначила Попова заведовать своим кабинетом. Попов занимал разные министерские посты, Александр I сделал его членом Государственного совета.

Новый хозяин Мануйловки выстроил здесь обширную усадьбу – господский дом, хозяйственные постройки, сад в английском стиле. В XIX веке Мануйловка перешла в собственность к семье Быковых. Семейство Быковых в конце XIX века считалось одним из «центров притяжения» интеллектуальной элиты Екатеринослава. Братья Николай Васильевич и Петр Васильевич Быковы были известны и как журналисты (первый редактировал газету «Днепровская молва», второй – газету «Степь»), и как издатели (издали собрания сочинений Н.В. Гоголя и А. Афанасьева-Чужбинского), и как меценаты. В результате имение Быковых посещали многие выдающиеся люди своего времени. Во время гастролей в Екатеринославе здесь бывали М. Кропивницкий, Н. Садовский, И. Карпенко-Карый, П. Саксаганский, М. Заньковецкая – знаменитые деятели украинского театра. В Мануйловке гостили писатель и этнограф Александр Афанасьев-Чужбинский и поэт Иван Манжура.

9-я больница на месте старой усадьбы
9-я больница на месте старой усадьбы

В советское время на месте бывшей «панской» усадьбы был построен комплекс 9-й городской больницы. Больница была открыта в 1926 году. Возведено несколько корпусов. А от старой усадьбы остались только небольшие постройки – корпуса… морга и прачечной.

9-я горбольница_Днепр
9-я городская больница. Новый корпус

Железная дорога дала жизнь нескольким поселкам

В середине XIX века на левом берегу Днепра напротив Екатеринослава находились только домики селения Мануйловка (в советское время переименована в Воронцовку). Жизнь Левобережья изменилась с прокладкой железной дороги и бурным развитием промышленных предприятий. В конце XIX – начале ХХ века к северу и западу от Мануйловки довольно быстро возник ряд рабочих поселков и призаводских колоний. Вокруг железной дороги сформировался новый промышленно-жилой район на левобережье Днепра.

Станция Нижнеднепровск была открыта в 1873 г. как конечная станция Синельниковской ветки Лозово-Севастопольской железной дороги. «Старого» моста тогда не было, он появился в 1884 г. На момент открытия станцию решили назвать «Екатеринослав», как ближайшую к городу. В том же 1873 году от этой станции провели еще ветку к лесной пристани на Днепре, где появилась станция Нижнеднепровск-Пристань. Когда в 1884 г. появилась новая Криворожская ветка железной дороги и мост через Днепр, старая станция была названа Нижнеднепровск, а новая, на правом берегу – Екатеринослав.

Станция Нижнеднепровск
Станция Нижнеднепровск. 2005 год

Вокруг железной дороги быстро росли промышленные предприятия и застраивались рабочие поселки. При станции Нижнеднепровск в 1896 г. были основаны главные вагонные мастерские Екатерининской железной дороги (вагоноремонтный завод им. Кирова). Уже в 1913 г. здесь ежегодно ремонтировали до 10 000 вагонов. В 1895 г. был пущен сталелитейный, сталепрокатный и трубопрокатный завод Ланге (владелец – бельгийский инженер). В 1899 году на Амуре появился второй завод Бельгийского акционерного общества русских трубопрокатных заводов или Шодуар «Б» (с 1920-х гг. – оба предприятия образовали завод имени Коминтерна, сейчас называется «Коминмет»). В 1896 г. возник машиностроительный завод «Сириус» (Днепропетровский чугуновальцеделательный завод). В 1895 году французскими инвесторами был основан вагонный завод, именовавшийся «Франко-русскими мастерскими». К 1909 г. он был капитально реконструирован в «Гвоздильный и проволочный завод Гантке под именем Русской железной промышленности» (ныне НТЗ, долгое время носивший имя Карла Либкнехта).

Развитие железной дороги определило темпы развития района и в ХХ веке. В 1930-х годах здесь появилась крупная станция Нижнеднепровск – Узел, построенная в 1930-1932 годах. Имела она 52 колеи и уже в 1941 году стала крупнейшей в стране. Сейчас станция сохраняет значение крупнейшего железнодорожного узла.

Легендарный поселок Амур

Поселок Амур возник в 1875 году. К 1900-м годам

Поселок Амур
Поселок Амур вечером

«…Амур превратился в большой поселок, с населением в 20 000 человек, церковью, несколькими школами, 150 лавками, аптекой, 4 лесными пристанями… Увеличиваясь из года в год, Амур захватил огромную территорию, примыкающую к заводам и делится теперь на две части. Одна ближе к берегу расположена на песчаной почве и называется Пески. Другая-же менее густо населенная – называется Черноземом. Это наиболее правильно распланированная часть Амура. Здесь много усадьб с вишневыми садочками. Сообщение между Екатеринославом и Амуром поддерживается пароходиками и лодками, а зимой санями».

Так живописно представлена жизнь Амура в справочной книге «Весь Екатеринослав» на 1913 год.

Большая часть левобережья имеет равнинный характер, довольно высокий уровень подпочвенных вод. До строительства ДнепроГЭСа эта часть затапливалась частыми паводками Днепра. Раньше здесь почти безраздельно господствовали пески. И лишь в советское время стали проводить планомерные озеленительные работы (так появился парк им. Кирова). Поселок Амур занимал территорию между современным жилмассивом Ломовский (недавно – Фрунзенский) и улицей Железнодорожной (теперь Каруны). В зависимости от грунта, отдельные части поселка назывались Амур-Пески и Амур-Чернозем. Восточнее ядра Амура возник поселок Бараф (район современных улиц Лаврова, Кочкина, Трамвайной и др.).

Очень необычное для рабочего поселка название «Амур» вызывает различные догадки и споры. По одной версии, после строительства тупиковой железнодорожной станции на левобережье место это считалось «концом света». Первыми появились здесь полтора десятка халуп для жилья. «Ишь куда забрались, – якобы сказал кто-то из местных острословов, – на самый Амур». И это странное название утвердилось в планах землемеров.

Другая версия гласит, что название дали несколько семей, действительно перебравшихся с Дальнего Востока – откуда и появились «Амур» и «Сахалин». Наконец, третья версия – «лирическая». Якобы в ранние времена екатеринославская знать, чиновники, облюбовали левобережье Днепра для веселых пикников. Не обходилось и без любовных развлечений, «на крыльях Амура», как тогда говорили. Именно от этого «Амура» будто бы произошло название района. Вряд ли эти версии можно подтвердить историческими источниками. Какая из них правильная, – видимо навсегда останется исторической тайной!

В XX веке, Амур, правда, ассоциировался, не со «стрелами Амура», а совсем с другим колоритом. В начале 1980-х годов Амур получил «всесоюзную» известность, после того, как в журнале «Крокодил» была опубликована скандальная статья «Амурские волны», положив начало разоблачению организованной преступной группировки «Матроса», «работавшей» здесь с начала 1970-х годов. «Группа Матроса» действовала почти на протяжении 10 лет, что было своеобразным рекордом для Советского Союза. Против Александра Мильченко (1948–1997, уголовная кличка Матрос) 12 раз возбуждали уголовные дела и 11 раз – прекращали. Однако во времена «андроповских чисток» он был осужден и провел в заключении 12 с половиной лет. После освобождения «Матрос» продолжать занимать видное место среди днепропетровского криминалитета. 22 ноября 1997 г. умер при невыясненных обстоятельствах в городе Берегово Закарпатской области. Похоронен на Ново-Клочковском кладбище.

Революция бушевала в Заднепровье

Промышленный район Амур-Нижнеднепровска до революции и особенно в 1917–1921 годах был активно вовлечен в революционные катаклизмы. Этому способствовали и особенности социальной структуры, в частности, преобладание пролетариата. С 8 декабря 1905 г. проходила всеобщая забастовка на Екатерининской железной дороге, которая была жестоко подавлена. В 1912 г. в вагонных мастерских была организована первая большевистская ячейка. В годы Первой мировой войны в Нижнеднепровске появилась подпольная типография для выпуска газеты «Пролетариат».

После Февральской революции 1917 г. весь район Заднепровья фактически перешел под власть рабочих. Уже в сентябре 1917 г. образовался Заднепровский райком партии. В годы гражданской войны район служил эпицентром противостояния: большевики, украинское движение, атаманы и другие силы.

В месте пересечения проспекта Мануйловского (Воронцова) с улицей Каруны находится «Памятник коммунарам». Он был открыт в 1958 г. и реконструирован в 1975 г. Памятник высотой 8,5 метров представляет собой несколько чугунных фигур на постаменте: рабочего, идущего в атаку с развернутым знаменем и пистолетом в руке; солдата, матроса и студента. Здесь похоронены участники революционных боев 1917–1919 годов.

Одной из знаковых фигур в этом контексте стал П.А. Воронцов, имя которого еще недавно носили поселок и парк в АНД районе. Петр Афанасьевич Воронцов (1893–1919) – революционный деятель, большевик. До революции работал в Нижнеднепровских вагонных мастерских, создал в районе школу агитаторов, издавал подпольную газету «Звезда», организовал рабочий клуб «III Интернационал». В годы Гражданской войны стал заместителем председателя екатеринославского Совета. Он создал первую в Украине районную партийную школу (она называлась Рабочий университет) и преподавал в ней.

В конце июля 1919 г. П. Воронцов погиб неподалеку от Новомосковска, в бою с солдатами армии Деникина. В 1922 г. селение Мануйловка получило название поселок Воронцова (упрощенное «Воронцовка»). В 1957 г. главная улица района – Шоссейная была названа проспектом Воронцова. Проспект протянулся почти на 2,5 километра. В 2015 г. переименован в Мануйловский проспект.

АНД район присоединили к городу в 1920-х годах

В марте 1920 года была завершена национализация трубопрокатных и машиностроительных заводов в Екатеринославе и Нижнеднепровске. В 1925 г. Левобережье, в промышленном и транспортном отношении уже составлявшее единое целое с правобережным Екатеринославом, вошло наконец в состав города, который через год стал именоваться Днепропетровском.

Районный совет решили разместить в Нижнеднепровске. Для этого построили специальное здание – в неоклассическом стиле, с протяженным фасадом, украшенное полукруглым фронтоном (позднее институт минеральных ресурсов). Это одна из последних работ знаменитого архитектора Екатеринослава Дмитрия Скоробогатова, о судьбе которого недавно писал Городской сайт.

Самые известные его постройки – Городская Дума (училище культуры, просп. Яворницкого, 47); Коммерческое училище (областной совет, просп. Поля, 2) и другие.

В том же 1925 году среди промышленных пейзажей и одно-двухэтажных кварталов появился своеобразный оазис. Здесь был разбит обширный парк с озером . В августе 1925 г. коммунальная секция тогда еще Екатеринославского горсовета приняла решение назвать новый парк в АНД районе – «парк имени Международного женского дня 8 Марта». Затем парк носил имя С.М. Кирова, сейчас – парк Кирилловка. Этот парк сильно запущен. Здесь в зарослях прячется сохранившаяся достопримечательность – декоративная статуя «Медведи».

Объединение право- и левобережья нашего города облегчило решение проблемы транспортного сообщения. В 1935–1937 гг. были проложены две трамвайные ветки (современные линии маршрутов № 6 и № 9). Первую очередь, длиной 3 километра, сдали в эксплуатацию в 1935 г. Так открылось трамвайное движение через железнодорожный мост. В 1937 г. трамвайная линия соединила правый берег со станцией Нижнеднепровск-Узел и заводом имени Артема.

Еще одной проблемой в жизни АНД района стала борьба со стихийными бедствиями, особенно наводнениями. За год до завершения строительства ДнепроГЭСа, в 1931 г., Днепропетровск стал жертвой мощного наводнения. Пик прибытия воды пришелся на 7-10 мая 1931 г. На левом берегу наиболее пострадал Амур! На Амуре работали на обустройстве дамбы около 2000 человек. Но и эти дамбы не смогли защитить от воды. Днепр прорвал их, причинив серьезный ущерб.

В ноябре 1933 г. в левобережной части Днепропетровска был сдан в эксплуатацию новый речной пор, на то время – один из наибольших на Днепре, с длиной причальной стенки 3 километра.

Во Вторую Мировую АНД район служил важным рубежом

В середине августа 1941 г. на подступах к Днепропетровску уже разгорались большие бои. Они продолжались до 25 августа 1941 г. После этого советские войска вынуждены были отступить и занять линию обороны на левом берегу Днепра. Прибрежная территория стала эпицентром самых ожесточенных боев. В Нижнеднепровске бои проходили до конца сентября, где немцы сосредоточили 3 танковые и 2 пехотные дивизии.

В дни обороны отличились курсанты Днепропетровского артиллерийского училища, созданного только в конце июля 1941 г. Укомплектовано оно было в основном студентами вузов. 2 августа 1941 г. училище заняло позиции на южных окраинах, позднее курсанты перешли на левый берег, где обороняли Нижнеднепровск и прилегающие поселки. За мужество при обороне Днепропетровска 16 воспитанников училища получили звание Героя Советского Союза . Освобожден Нижнеднепровск был 27 сентября 1943 года (на месяц раньше правобережной части).

В Нижнеднепровске находится интересный памятник – паровоз, поставленный на вечную стоянку. Осенью 1943 г. рабочие и железнодорожники на станции Чаплино решили собрать средства на постройку паровоза, взамен разбитого немецким самолетом. По специальному правительственному заданию такой паровоз СО-17-1613 был построен на Красноярском заводе и был передан на Приднепровскую железную дорогу. Машинист А.Г. Смирнов , занимаясь военными перевозками в прифронтовой полосе, дошел с ним до Берлина. В 1975 г., к 30-летнему юбилею Победы, этот паровоз был поставлен как «памятник железнодорожникам Великой Отечественной войны».

Несколько слов о названии улицы Каруны. Бывшая улица Железнодорожная после войны названа именем командира 152-й стрелковой дивизии генерал-майора Василия Петровича Каруны, который погиб здесь, освобождая Днепропетровск, 2 октября 1943 года. На Зеленом острове, разрабатывая план форсирования Днепра, он был смертельно ранен и через два часа скончался. Могила В.П. Каруны находится на мемориальном кладбище на Соборной площади, а в парке Шевченко установлен бронзовый бюст военачальника.

Генерал-майор В.П. Каруна первоначально был похоронен на воинском кладбище на проспекте Воронцова (ныне Мануйловский). Здесь в 5 братских могилах похоронены солдаты, погибшие во время обороны Днепропетровска в августе – сентябре 1941 г. и во время освобождения города в сентябре 1943 г. Всего похоронен 151 человек, и точно установлены только фамилии 46 человек. В 1946 г. здесь сооружен первый памятник, а в 1950-м установлены обелиски и скульптура «Воин с венком и каской». В 1985 г. мемориальный комплекс был капитально отреставрирован. Сейчас он находится в отличном состоянии.

Возле ДК завода имени Коминтерна на проспекте Воронцова с 1976 г. поставлен памятник участникам Амур-Нижнеднепровского подполья (скульпторы В. Щедрова, архитектор В. Положий). Он изображает фигуры юноши и девушки в момент расстрела и отличается патриотической композицией.

8 мая 1975 г., в канун 30-летнего юбилея Победы, на улице Малиновского был открыт памятник авиаторам – установленный на постаменте самолет МИГ-19. Он поставлен в память летчиков 17-й Воздушной Армии (которой в годы войны командовал Герой Советского Союза, будущий маршал В.А. Судец). Они освобождали Днепропетровщину осенью 1943 года.

Пятидесятые-шестидесятые годы: проспекты Воронцова и «Правды»

После войны происходила интенсивная застройка района. Так, проспект Воронцова был заново застроен многоэтажными зданиями в 1950-х – начале 1960-х годов. Появились ДК завода им. Коминтерна, запоминающийся архитектурой в стиле «сталинский классицизм» (просп. Воронцова, 1), достроен комплекс зданий 9-й городской больницы, детская библиотека. В 1970-1980-е годы построены новое здание администрации Амур-Нижнеднепровского района, массив многоэтажных жилых домов, где получили квартиры рабочие окрестных заводов.

ДК завода имени Коминтерна
ДК завода имени Коминтерна

Что касается прибрежной зоны, то был образован парк им. Воронцова с песчаным пляжем, на берегу построено красивое ажурное здание водной станции завода имени Коминтерна. Позднее, по всему берегу Днепра до железнодорожного моста была намыта обширная территория, где предполагалось создать зеленую зону – продолжение парка Воронцова, а также построить новый жилой массив.

С 1960-х годов проходила интенсивная застройка участка проспекта «Правды» (Слобожанского) от «Нового» моста до виадука в месте пересечения с железнодорожной линией.

Жилмассив «Солнечный»: новый символ левого берега

В 1967 г. был торжественно открыт «Новый» автомобильный мост через Днепр . Район проспекта «Правды» в самом его начале после моста приобрел значение узлового. Поэтому в конце 1960-х – начале 1970-х гг. было принято решение построить новый жилой массив на территории к юго-востоку от проспекта «Правды», ограниченной железнодорожной веткой и Днепром.

Строительство основной части жилмассива проходило в первой половине 1970-х годов. Существующая основная часть Солнечного первоначально имела название «микрорайон Лазурный» и считалась только частью будущего жилмассива. Концепция жилмассива действительно оригинальна. Доминантами являются четыре 16-этажных панельных дома, повернутых к Днепру торцевой частью, покрытой желтой плиткой.

Именно эти четыре фасадные поверхности солнечного цвета определяют архитектурный образ жилмассива. В советское время эти фасады, наряду с эстетической, исполняли функцию политической рекламы. По всей поверхности желтых фасадов были размещены светящиеся вечером и в ночное время буквы «КПСС» – по одной на каждый дом. Люди среднего и старшего поколения прекрасно помнят, как в праздничные дни включалась эта иллюминация, насыщенная идеологическим смыслом. В середине 2000-х годов уже на верхушках желтых домов установили буквы «СДПУ(о)» – по названию Социал-демократической партии Украины (объединенной). Буквы простояли очень короткий период. А сейчас желтые фасады превратились в огромные муралы!

Жилмассив Солнечный. 1982 год
Жилмассив Солнечный. 1982 год

Одновременно с постройкой самого Солнечного было кардинально преобразовано его окружение. В первую очередь, благоустроена набережная – посажен бульвар, устроены сходы и благоустроен пляж. Главная улица Солнечного получила имя прославленного полководца – маршала Р.Я. Малиновского, участвовавшего в освобождении Днепропетровска.

Недавно набережная Солнечного была реконструирована. Её очень любят посещать молодожены! Здесь находится «неформальный» природный памятник – дерево с раздвоенным стволом, а также новый фонтан.
Днепровская «Венеция»: жилмассив Фрунзенский (Ломовский, Каменской)

В середине 1980-х годов Днепропетровск интенсивно застраивался жилмассивами – заканчивалось строительство Тополя, возводился Левобережный. Внимание архитекторов привлек и описываемый нами участок левобережного Заднепровья. В этом месте в 1982 году появился Кайдакский мост, значительно улучшивший сообщение левого берега Днепра с правым. После открытия моста магистраль Киев-Донецк (Донецкое шоссе) стала одной из самых оживленных, приняла на себя нагрузку транзитного автотранспорта.

В 1985 г. строителям была выдана проектная документация на сооружение нового жилмассива – «Фрунзенский». Предполагалось, что это будет один из крупнейших районов города – на территории более 300 гектаров, с населением около 300 тысяч человек. Район Фрунзенский стал последней масштабной стройкой советской эпохи такого масштаба в Днепропетровске.

Фрунзенский массив в Днепропетровске проектировался как «днепропетровская Венеция», подобно киевской Русановке – «нашумевшему» в свое время жилому району на левом берегу Днепра, окруженному каналами и фонтанами.

Жилмассив Фрунзенский. Фото 2005 г.
Жилмассив Фрунзенский. Фото 2005 г.

Строительство первой очереди массива проходило в 1985–1987 годах. Часть территории была образована путем гидронамыва. Многоэтажки Фрунзенского действительно получили светло-синий и красно-коричневый цвета. Сейчас район разделен на 2 части – Фрунзенский-1 и 2 – по разные стороны Донецкого шоссе. В 2015 г. жилмассив переименовали в Ломовский и Каменской (по названиям исторических поселений).

А что же случилось с планами устройства «Венеции»? Был вырыт только один канал, соединяющий озеро Московское с Днепром. Этот канал и лесопарковая территория, прилегающая к нему, служат сейчас местом отдыха жителей района.

Как видим, Амур-Нижнеднепровский район имеет уникальную историю и интересные достопримечательности. Район Донецкого шоссе и улицы Передовой активно заселялся уже с XVI века! Казацкие поселки Каменка, Ломовка, Березановка, Мануйловка, рабочие поселки Амур, Нижнеднепровск, давно вошли в состав города, но сохраняют старинный колорит.

АНД район – территория, где активно проникающая урбанизация соседствует с традиционным, патриархальным стилем жизни. В целом район не имеет ярко выраженного целостного образа. Грузовой порт. Умирающие заводы. Улицы с одно-двухэтажной застройкой и вкрапления многоэтажек жилмассивов. Медленно умирающий парк Кирова (Кирилловка), о котором пресса в конце 1990-х гг. писала: «парк-призрак, парк-беспризорник». Комплексы светло-синих многоэтажек Фрунзенского и желтых многоэтажек Солнечного. Тенденция на доминирование многоэтажной застройки сегодня активизировалась. Пример тому – строительство комплекса «Вавилон», новые планы застройки жилмассивов.

Удобное расположение, обилие растительности делают Заднепровье перспективным районом для дальнейшей жилой застройки, развития сферы услуг и отдыха, стимулируют дальнейшее освоение береговой зоны Днепра», – завершает Максим Кавун.

Константин Шруб