Тариф весенний: будет ли население Днепропетровщины платить больше за электричество?

Едва ли не каждый сезон в Днепропетровской области, да и по всей Украине начинаются тревожные разговоры о том, какие новации готовят нам чиновники и сколько за это придется заплатить. Одна из самых популярных тем – повышение стоимости коммунальных услуг и, в частности, электроэнергии. Между тем рост тарифов в тепловой генерации вовсе не означает, что вырастут цифры в платежках. Чтобы не паниковать заранее, давайте разберемся, от чего зависит цена на электричество в домах жителей Днепропетровщины.

Производство по-украински

Электроэнергия, как и любой продукт, который можно купить в магазине, состоит из нескольких компонентов. В Украине рецепт ее приготовления такой: 53% атома, 34% угля, 7% воды, 6% газа, 1% ветра и солнца. В некоторых странах Европы широко развит только один вид генерации. Так, в Польше 90% электричества вырабатывается из угля, а во Франции 90% из ядерного топлива.

Разнообразие «ингредиентов» дает преимущества украинской энергетике. Производители могут страховать друг друга в чрезвычайных ситуациях. Например, тепловая генерация не раз выручала атомщиков, когда их блоки выводились в аварийные ремонты, или ГЭС, когда уровень воды в реках резко падал.

За доставку электроэнергии в наши дома отвечает системный оператор – НЭК Укрэнерго и локальные облэнерго – в Киеве, Днепре, Львове и т. д. Есть также независимые поставщики, работающие на смежных с облэнерго территориях. В целом это около 120 компаний, которым мы платим по счетам.

Как формируется стоимость электроэнергии

Основные затраты в производстве электроэнергии, а значит и в тарифе для населения и предприятий, – это цена топлива. В структуре расходов АЭС и ТЭС на него приходится от 60% до 80%. Именно поэтому так важно платить ключевым производителям – как атомщикам, так и шахтерам – справедливую и обоснованную рыночную цену за сырье. Стоимость «черного золота» в Украине в последние годы вызывала много вопросов: поскольку у нас нет своего угольного рынка, не было и объективной методики формирования цены на уголь. Зачастую она менялась «вручную», и это еще больше запутывало взаиморасчеты внутри энергорынка: горняки не знали, сколько выручат за свой тяжелый труд, а энергетики – сколько топлива смогут купить. Сегодня цена на уголь для ТЭС, как и на газ, привязана к европейской бирже, где действуют прозрачные и понятные всем рыночные механизмы.

Как формируются тарифы для населения

«Примерно по 30 коп. с каждой гривни уходят АЭС, ТЭС и прочей генерации, то есть эти производители в равной степени влияют на конечную цену электричества для населения, – объясняет Данил Бабков, менеджер отдела по аналитической работе Дирекции по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго. – Таким образом, для того чтобы общая стоимость электроэнергии повысилась на четверть, тарифы ТЭС должны вырасти почти в два раза! Но это очень маловероятно. Даже в 2017-м, когда была самая высокая за последние годы цена на электроэнергию, тарифы основных видов генераций – АЭС, ТЭС и ГЭС – выросли в среднем на 14-18%.

Боле того, благодаря системе кросс-субсидирования бытовые клиенты получают существенную скидку на электроэнергию. Если себестоимость 1 кВт.ч – 185 коп., мы покупаем его за 129,5 коп. Разницу производителям компенсируют промышленные предприятия. То есть, заводы платят реальную стоимость электроэнергии и еще доплачивают 30% за нас.

Цену на энергоресурсы устанавливает рынок. Даже если тарифы в тепловой генерации растут, это никак не влияет на суммы в наших платежках. Тарифы для населения определяет регулятор – НКРЭКУ, и на данный момент он не планирует пересматривать их на 2018 год.