В Днепре любовь к животным творит чудеса (Фото)

4 октября отмечается Всемирный день защиты животных, который посвящен всем ласковым и игривым, хвостатым и четырехлапым, пушистым и короткошерстным, грызунам и пернатым. К празднику причастны не только животные, но и те, кто им бескорыстно помогает. В преддверии праздника мы расскажем о приюте для животных «Мы за право на жизнь», который спасает наших маленьких друзей уже более 6 лет. В эксклюзивном интервью «Вістям» волонтер из Днепра и основательница приюта Ольга Уманчик поделилась самыми трогательными «хвостатыми» историями.

ЗАБОТА О ЖИВОТНЫХ

– Ольга, как давно Вы занимаетесь благотворительностью и почему решили стать на стезю защиты животных?

– Мне кажется, люди рождаются с геном любви и эмпатии к животным. К сожалению, немногие это чувство в себе раскрывают. В 8 лет я забрала с улицы котенка. В советском Доме пионеров я посещала кружки юных натуралистов, кинологов, ботаников. В нашей семье всегда были животные, и с детства я росла с любовью к ним. Около 8 лет назад возле кафе я заметила травмированную собаку. Очень хотелось ей помочь. Интернет выдал контакты волонтеров. После этой истории были и другие животные. Я уверена, что если есть желание спасти животное, то возможность всегда найдется. Социальные сети полны единомышленников.

– Сколько существует приют «Мы за право на жизнь»? Каким животным вы помогаете?

– В частности, я помогаю животным приюта больше 6 лет. Название «Мы за право на жизнь» появилось три года назад. Тогда я создала одноименный благотворительный фонд для помощи животным. Это официальная неприбыльная организация, с отчетностью в налоговой. Еще месяц назад приют размещал более 200 животных. Он состоял из 2 основных передержек – в Диевке и Днепре. Я занималась кураторством, лечением, устройством всех этих животных. По различным причинам пришлось разделиться. И теперь приют в Диевке стал самостоятельным, они работают без моей помощи. А у меня в днепровском приюте на сегодняшний день осталось больше ста хвостов.

– Как выбирали название приюта?

– «Мы за право на жизнь» – это призыв, которым хочется разбудить в людях сочувствие к нашим меньшим братьям, к тем, кто не может сам себя накормить, оплатить свое лечение и позаботиться о своей жизни. А также породить желание бороться за то, чтобы животные, которых называют домашними, не погибали в подворотнях, не страдали от болезней, не превращались в калек от колес машин и психически больных «людей». Жизнь – самое дорогое, что нам дано, и никто не имеет права ее отнять, даже у бездомной кошки или собаки!

– Как животные попадают в Ваш приют?

– Все «срочники» попадают в приют через ветеринарные клиники. В основном, люди видят больное животное и звонят, пишут. В зависимости от ситуации, тяжести травмы и много чего другого, например, степень травмы, вирусное заболевание, переломы, истощение, принимается решение, в какую клинику отправлять «срочника», кто его будет курировать, оплачивать лечение. Бывает, что нужно все объяснить, помочь советом и скидкой, и тогда бывают случаи, когда люди сами оплачивают лечение животного и оставляют его себе. Но чаще всего «хвостики» остаются на попечении приюта. Их спасают, вылечивают, выхаживают, выкармливают, реабилитируют наши опытные доктора. И уже здоровые, стерильные, привитые они переезжают в приют, чтобы через время быть пристроенными в семьи. Также к нам попадают отказники. Это животные, от которых отказались или их хозяева умерли.

– Скольким животным уже удалось помочь? А сколько пушис­тых друзей все еще остаются под Вашим присмотром?

– По примерным подсчетам, около тысячи животных нашли свои семьи и около 600 были спасены от болезней и травм. Это очень приблизительные цифры, потому что работа, семья и волонтерская деятельность не оставляют ни минуты свободного времени, чтобы заняться подсчетами. Сегодня на передержке приюта – больше 70 котиков и котят. В клиниках на лечении и передержке почти 40 животных (котят, кошек, собаки) и 3 щенка. Как руководитель благотворительного фонда, я по-прежнему помогаю многим волонтерам спасать, лечить и обеспечивать кормами их подопечных, находить им семьи. Так что одним приютом моя деятельность не ограничивается.

– Сколько человек в Вашем приюте трудится на благо жизни животных?

– На сегодня в приюте работают три человека: я и две помощницы, которые обеспечивают чистоту, порядок и несложное медикаментозное лечение. Мы сотрудничаем с четырьмя стационарами в ветклиниках, где наших животных спасают от травм и болезней лучшие доктора, настоящие профессионалы. Сейчас на лечении в клиниках находятся больше 40 «хвостов».

ВАЖНА ЛЮБАЯ ПОМОЩЬ

– За годы существования приюта, часто ли Вы сталкиваетесь с человеческой жестокостью по отношению к животным?

– «Животные не попадут в ад. Они уже в нем», – говорил Виктор Гюго. Жизнь животных и человеческая жестокость, к сожалению, неразделимы. Некоторые люди позволяют себе жить, отравляя жизнь вокруг себя ненавистью к бездомным собакам и кошкам. Убивают и травят их. Дог­хантеры – это отдельно социальное движение. На их счету тысячи отнятых жизней не только уличных, но и домашних животных.

– А часто ли бывают благородные поступки, которые совершают люди по отношению к животным?

– По моему глубокому убеждению, любая помощь животному – это очень
благородный поступок, потому что даже 20 гривен на счет приюта могут помочь оплатить жизненно важную операцию. Даже пакетик любого корма может помочь выжить дворовому котенку. Как правило, люди, которые спасли одно животное, продолжают спасать и других на протяжении всей своей жизни.

– Некоторые «горе-хозяева» не справляются даже с одним животным. Как Вам удается находить время и силы для всех четырехлапых?

– Любовь к животным творит чудеса. У меня дома сейчас 4 котика, 2 собаки, одна из которых неходячий инвалид. И обычно 2-3 котика я беру из приюта для социализации и дальнейшего пристройства. Ежедневно два часа в день нужно, чтобы все были правильно накормлены, ухожены и получили немного общения. При желании можно найти время, если исключить просмотр ТВ, социальных сетей и болтовню по телефону. Приют и приютские «хвостики» занимают намного больше времени, но от общения с ними поступает колоссальный заряд энергии, который очень помогает не падать духом и продолжать бороться за каждого «срочника», каким бы тяжелым он ни был. Благодарность спасенных животных читается в их глазах. Такой взгляд «спасеныша» – это огромный стимул продолжать бороться за другие жизни животных.

– Один день из жизни в приюте: какой распорядок дня у животных?

– У здоровых животных убирают, их кормят, каждому говорят добрые слова дважды в сутки. Больных «хвостов» в ветклиниках лечат и социализируют. На домашних передержках волонтеры тоже становятся зоопсихологами, потому что именно домой мы берем тех, кто панически боится общения с человеком, чтобы его отогреть с помощью любви и заботы. Иногда на это требуется больше года.

– Даете ли Вы клички животным, которые попадают в приют? По какому принципу выбираете «имена»?

– Клички животным даем по характеру, по внешности. Например, Потягуш – полосатый ленивый котенок, Пирожок – толстый бело-рыжий котенок, Цезарь – щенок-трусишка, это с прицелом на будущее (смеется), Вайт – белый котенок, Кнопка – мелкая собачка…

– Помимо приюта, работаете ли Вы над подобными проектами для защиты животных? Или есть планы?

– Планов очень много, не хватает сил и времени на их осуществление. Фонд «Мы за право на жизнь» под моим управлением всегда финансирует стерилизацию бездомных животных. Также помогаем малообеспеченным людям стерилизовать и лечить их питомцев. Часто люди подбирают животных с улицы, но не имеют возможности оплатить их лечение. Я являюсь членом Координационной рады зооволонтеров при горсовете. Сейчас разрабатываются много направлений и мероприятий, социально-агитационная деятельность для помощи бездомным и даже домашним животным.

«100 РАЗ ОТМЕРЬ»

– Сталкивались Вы с нечестностью в работе?

– Например, многие знают, что есть породники – это люди, которые занимаются разведением породистых собак и кошек, вкладывают немыслимые средства в улучшение селекции и здоровья породы. У них щенки и котята совершенно здоровые, растут вольно в квартирах и домах, при переезде снабжены не только ветпаспортом со всеми прививками и выписками о здоровье, но и белой реальной родо­словной. А есть разведенцы и перекупщики, которые в ужаснейших антисанитарных условиях, в тесных клетках и впроголодь разводят модные породы собак и кошек, используя уколы гормонов, чтобы вызывать течку и оплодо­творение практически без перерыва на восстановление животного, с целью быстро продать потомство и нажиться. Ни родителей, ни молодняк никто не лечит, не кормит правильно, ни о каких документах речь не идет. Дело в том, что такое «породистое» модное животное на зоорынке и в Интернете стоит дешево и многим доступно. Только потом хозяева в ветклиниках оставляют тысячи гривен на лечение или просто усыпляют больного несчастного щенка или котенка. Бизнес разведенцев и перекупщиков процветает, потому что на законодательном уровне не утверждено наказание за то, чем они занимаются. А именно наживаются, эксплуатируют жизнь и здоровье животных. Так вот от таких «нелюдей» у меня живет собачка-инвалид Симочка (длинношерстная чихуашка). Она не ходит, передвигается, как червячок. У нее генетическое нарушение мозжечка и травма позвоночника. Котик Хома абиссинской породы попал ко мне с переломом крестцовой части позвоночника, в последней степени истощения и с кучей других проблем. Сейчас они счастливы, несмотря ни на что. И я очень рада, что в моей жизни есть два этих солнышка!

– Какой совет Вы бы дали хозяевам домашних животных?

– Прежде чем взять в семью животное, нужно обдумать много вопросов: будет ли финансовая возможность покупать правильные корма, делать прививки, проводить обработки от паразитов и, при надобности, оплачивать ветлечение питомца. Проверить здоровье своих домочадцев на предмет аллергии на шерсть животных. Обязательно поставить москитные сетки на все окна и на балкон, если предполагается завести котика. Выяснить, кто и сколько раз будет гулять в день с собакой. Важно понимать, что ребенок не удержит на поводке крупную собаку, а мелкая собачка в очень активной игре может упасть с дивана и сломать не только лапу, но и позвоночник. Очень важно много читать информации о той породе животного, которое вы хотите взять. Прежде всего изучите пункты о породных заболеваниях, о том, что передается генетически и с чем животное сталкивается в детстве или в старости. Если вы живете в частном доме и планируете завести собаку, то нужно позаботиться о крепком высоком заборе вокруг дома, просторном вольере и утепленной будке. Конечно, архиважно понимать важность стерилизации. Для животных это жизненно важный вопрос. Это только несколько пунктов. Но самое важное – не идти на поводу у своих эмоций и клянченьи детей. Тут у родителя должен включиться здравый смысл. Нужно 1000 раз обдумать, прежде чем 1 раз взять животное.

– Как можно помочь животным, которые находятся в Вашем приюте?

– Животным, которые находятся на кураторстве приюта, можно помочь в оплате лечения или же кормами, бытовой химией, ветошью на подстилки, памперсными пеленками, обработками от паразитов, лекарствами. Также очень важна помощь в пристройстве животных, потому что «спасенышам» нужна своя семья. Приют не должен быть их последним местом жительства, а только временным!

Маргарита Сопильняк,

фото из личного архива Ольги Уманчик