В Днепре состоялась выставка местного художника

Недавно в Днепре состоя­лась выставка местного художника Игоря Куделина – «Искусство точки». Первая картина из этого цикла появилась в начале 2000-х. Некоторые работы до открытия экспозиции были проданы ценителям современного искусства либо стали частью частных коллекций. Наибольший резонанс среди посетителей вызвала целлофановая инсталляция, расписанная акриловыми красками. Однако сам художник считает, что более интересна одна из серий картин цикла «Искусство точки».

КАРТИНЫ БЕЗ НАЗВАНИЯ

– Игорь, расскажите о выставке «Искусство точки». Как возникла идея?

– Меня привлекает абстракционизм, в частности, работы американского художника Джексона Поллока. Мне тоже хотелось придумать свой способ создания картин в этом стиле. Однажды я взял поролоновый валик, паяльником разрезал его на небольшие квадраты и стал с их помощью наносить краску на холст (уверен, что не первый пишу таким методом). Так я отошел от фигуративных сюжетов и перешел к абстрактным. Мои первые работы были разного характера, со временем начал создавать серии: «История Земли», «История Вселенной» и «Дхарма» (серии цикла «Искусство точки». – Прим. авт.). Они объединены ­квадратными точками – это мое понимание нашего мира.

– Почему Вы не дали картинам названий, а пронумеровали их?

– Я считаю, давать «имя» абстракции не нужно. Понятные названия привязывают картину к чему-то определенному. Такие работы должны быть сами по себе. Тогда у человека есть возможность восприятия абстракции через свой внутренний мир такой, какой она для него есть.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВТОРОСТЕПЕННЫ

– Работы из серии «Дхарма» отличаются от других. Почему?

– Эта серия располагает к медитации. Работы не несут в себе слишком активных плоскостей: цвет и форма достаточно закамуфлированы. Вертикальные линии выходят из ниоткуда, поднимаются и уходят в бездну. Когда человек созерцает данные полотна, он погружается в медитативное состояние, постигает нечто глубокое, я бы сказал трансцендентное. Когда зритель созерцает картину из «Дхармы», взгляду сложно ухватиться за некую деталь. В двух других сериях глаза могут погулять, отдохнуть, попутешествовать, может быть, помечтать о чем-то.

– Игорь, как же быть с полотном, выполненным на газетном коллаже, где поверх вертикальных полос зритель видит еще и желтую кляксу от кисти художника?

– Здесь газеты – это мое виденье нашего мира и цивилизации в целом. Ведь СМИ говорят о многих вещах. А Дхарма – это закон бытия (у этого понятия много разных трактовок, я выбрал такую). Это некий закон, который соблюдает мир: видимый и невидимый, человек тоже должен его соблюдать. В моей картине вертикальные линии – это закон Дхармы, а газеты – современный человек и СМИ (которые являются отражением нашего общества). Они пытаются конкурировать с его догмами. Другими словами, на холсте представлено зрителю некое противостояние: мир в нашем понимании и в понимании Дхармы. А эти желтые брызги – отражение моего антагонизма. На самом деле, я сделал одну такую картину, больше не стал. Мне ближе, когда противоречия второстепенны, и личное дело каждого решить, в чем они проявляются. В этом полотне я даю уже готовое решение зрителю.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

– Над циклом «Искусство точки» Вы работали 15 лет. На каком этапе поняли, что холста Вам мало и начали экспериментировать с афишами, газетами, картоном, целлофаном…

– Современному искусству уже более ста лет, у него появились свои традиции. Это одна из них. Художники работают на всем, что может быть в поле деятельности искусства. Есть инсталляции, в которых используют буквально все. Мне тоже это интересно.

– Игорь, согласитесь, не все люди понимают современное искусство. На Ваш взгляд, важно уметь созидать или иметь определенный багаж знаний, чтобы понять живопись, например, такую как Ваша?

– Безусловно, знания важны, однако нужен и визуальный контакт с полотном, чтобы на­учиться анализировать произведение. Для этого стоит ходить на выставки, общаться с художником, постоянно смотреть, сравнивать, думать… Это долгий процесс, в том числе и самопознания.

ДАРЬЯ МИРОШНИЧЕНКО, ФОТО НИКОЛАЯ ЛЫСЕНКО

Залишити відповідь