В Днепре судьба старинного особняка – под вопросом (фото)

Вопрос, где поставить запятую и тем самым решить судьбу «останков» дома № 14 на улице Липинского в Днепре, в недавнем прошлом – Ширшова, остается открытым. В «обшарпанном» сооружении сложно угадать архитектурный памятник времен Екатеринослава, и поверить в то, что у него богатое прошлое, достойное уважения и бережного отношения.

МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Биография почти всех старых зданий, которые пока еще сохранились в этом районе, начинается в XVIII – XIX веках, но, к сожалению, не всегда удается отследить ее полностью. Можно сказать, что дому №14 повезло: благодаря информации, собранной днепровским историком, краеведом Валентином Старостиным, о нем известно достаточно много.

В 1782-1783 годах, в бытность слободы Половицы, на этом месте построили первую в ее истории церковь в честь св. Петра и Павла, но не успели освятить: летом 1783 года она сгорела и до сих пор неизвестно, что стало причиной возгорания. Взамен утерянного храма жители Половицы построили небольшой молитвенный дом. К 1786 году его немного «расширили» и освятили как церковь Иконы Казанской Богоматери. Спустя пять лет, в начале февраля 1791 года, рядом с ней, на городской площади, была освящена новая, временная, Казанская церковь, но произошло это уже в Екатеринославе, а не в слободе. Старое здание осталось на прежнем месте и в соответствии с планом города, утвержденном 22 февраля 1790 года, получило адрес – участок №109 в 12 городском квартале. Рядом с ним, на участке №108, в скромных «мазанках» расположилось все городское самоуправление: магистрат, Дума, словесный и сиротский суды, цеховые правления и полиция.

В 1793 году закрытую церковь перенесли в слободу Сухачевку, где после «наступления» строящегося Екатеринослава на территорию старожитной Половицы поселилась часть ее жителей. Освободившийся участок выкупил под застройку капитан Илья Антонов, но что-то ему помешало: дом так и не был построен. В начале 1797 года Дума обратилась к властям с просьбой о передаче пустующего места, «смежного с общественным домом», в её собственность «для постройки… такого здания, которое в городской доход прибыток приносить может». Прошение Думы было удовлетворено частично: участок не передали, но новый дом, хоть и в другом месте, выстроили.

В 1800-х годах городские власти покинули, а затем продали свою первую резиденцию. Конкретной информации о том, кому принадлежал участок на протяжении последующих 80 лет, до настоящего времени нет. Известно лишь то, что владельцы были не только обеспеченными, но и амбициозными людьми, о чем свидетельствует появившийся здесь в середине XIX века комплекс каменных зданий, относящихся к самым крупным и богатым в Екатеринославе.

Дом на Ширшова

ПРЕДМЕТ ТОРГА

В статье Валентина Старостина «Ширшова, 14: руины былых амбиций» рассказывается о том, что 12 сентября 1879 года дом за долги владельцев был выставлен на торги и приобретен купцом Иваном Пчелкиным. Через год владелицей стала его вдова Евдокия Ивановна. Вскоре она вышла замуж за нотариуса в статусе дворянина – С. Ставровского, который разместил в доме свою контору и квартиру. Рядом стремительно «расплодились» магазины, чайные и мастерские. После смерти Ставровской в начале 1910 года, городская Дума уже в мае с благодарностью приняла ее завещание, по которому дом на Торговой улице (так называлась Ширшова, Липинского), правда, с «ограничениями», возвращался в собственность города.

Согласно завещанию, здесь должны были устроить детский приют «памяти потомственного почетного гражданина Ивана Прокофьевича Пчелкина». На сбор средств, необходимых для его открытия, дарительница отвела 4 года, при этом на продажу здания был наложен запрет. Часть участка с одноэтажным торговым рядом Евдокия Ивановна завещала Благотворительному обществу для устройства дешёвой столовой. Другая часть должна была остаться в пожизненном владении семьи Омельянович – Павленко.

Городские власти поступили по-своему: сразу же передали весь участок Благотворительному обществу, которое разместило здесь свою контору, дешевую столовую и дом трудолюбия, но открывать детский приют не торопилось. Занимаясь строительством зданий для собственных специализированных заведений, сдавало свободные площади в аренду, так как из-за постоянной нехватки средств суммы, получаемые от арендаторов, были для общества серьезным подспорьем.

БУДУЩЕЕ – «В ТУМАНЕ»

В 1920 году деятельность всех богаделен, приютов и благотворительных обществ была прекращена. Дом на Торговой национализировали, а через несколько лет передали фабрично-заводскому училищу (ФЗУ) №8, в котором обучались будущие токари, слесари и фрезеровщики. В здании разместились классы, мастерские и квартиры преподавателей. В 1941 году училищу пришлось прервать работу, но к 1945-му учебный процесс полностью возобновился. В 60-х годах здесь находились учебные мастерские СПТУ №5, а в 90-х участок «со всеми потрохами» оказался в собственности нескольких владельцев.

В 2008 году по соседству с особняком вырос торгово-офисный центр «Магнат». С тех пор историческое здание брошено на произвол судьбы и «умирает» на глазах: в этом легко убедиться, обойдя его по периметру. Под обвалившейся штукатуркой – кладка из красного кирпича, подтверждающая принадлежность к знаменитому екатеринославскому кирпичному стилю. На стенах – грязные, потерявшие актуальность объявления из серии «купи – продай». Свободные места облюбованы местными любителями «наскальной живописи». На втором этаже – чудом сохранившиеся остатки декора… Не менее «колоритно» здание выглядит и со стороны двора – те же «ободранные» стены и кучи всякого хлама под ними. В создавшейся ситуации верхом цинизма является мемориальная доска, закрепленная на фасаде и подтверждающая, что это здание – памятник архитектуры, имеет номер, охраняется государством, а его повреждение карается законом.

По словам начальника городского управления по вопросам охраны культурного наследия горсовета Надежды Лиштвы, на особняк «нацелилось» ЗАО «АГРА»: не имея на него прав, пытается лишить статуса архитектурной памятки с последующим сносом и застройкой в своих интересах. Реальным владельцем является Министерство образования и науки Украины, но практически все обращения, которые городская власть и управление неоднократно направляли ему, а заодно и Верховной Раде, были проигнорированы. В лучшем случае отвечали, что разберутся. Если все-таки удастся добиться передачи особняка под опеку города, то после реставрации его можно будет сдавать в аренду коммунальным предприятиям или сделать музейным филиалом. А пока на торжество здравого смысла и закон остается лишь надеяться…

ПОЛИНА ДМИТРИЕВА, ФОТО АВТОРА