В уникальный приют Днепропетровщины везут животных со всей Украины

4 октября отмечают Всемирный день защиты животных. Накануне этого праздника «Вісті» эксклюзивно пообщались с основательницей приюта для лошадей и диких животных «Пегас», что в Солонянском районе Днепропетровщины, Еленой Русиной. Она рассказала, сколько питомцев сегодня находятся в приюте, откуда появилось такое название и кто ей помогает присматривать за ними.

Реабилитационный центр

– Елена, как возникла идея организовать приют для лошадей и диких животных?

– С детства очень нравились лошади, восхищалась этими большими животными. Я стала помогать четырехлапым – кошкам и собакам – более 10 лет назад, а потом столкнулась с проблемой, что о крупных сельскохозяйственных животных мало кто заботится. В то время к нам обратились люди, которые попросили принять лошадь. После долгих раздумываний, начали искать место, где бы животное смогло находиться. Нашли, и вскоре со Львова прибыли две молодые лошади и старый спортивный конь. Последнего «доброжелатели» хотели сдать на мясо из-за того, что тот не мог бегать-прыгать, как в молодости. Это были наши первые «жильцы», а после пошли ослики, козочки, птицы, дикие звери…

– Откуда возникло название приюта?

– Мы решили назвать приют «Пегасом» в честь мифического животного. Это слово ассоциируется с чем-то светлым, хорошим. Захотели, чтобы это был символ и покровитель всех наших лошадей. В прошлом году у нас даже появился конь с такой кличкой.

– Сколько сейчас у вас питомцев?

– Сейчас их 328. Более 200 – это собаки, около 60 – коты. Остальные – лошади, лисы, енотовидные собаки, барсуки, птицы. Мы занимаемся только пострадавшими животными или теми, которых хотели убить. Например, это 4 лошади с проката. Развлекая в парке взрослых и детей, конь становится инвалидом, у него начинается хромота, проблемы с ногами. Владельцы животного считают, что оно свое отработало, и чаще всего сдают его на бойню. Мы их выкупаем, лечим, ухаживаем. Дикие звери попадают к нам после притравки или участия в ДТП на трассе. Мы начинали работать как приют для лошадей и диких животных, но если у тебя доброе сердце, невозможно пройти мимо кота или собаки. Поэтому сегодня в «Пегасе» много разных птиц – ястребов, сов, грачей, ворон… Многие из них попадают к нам с простреленными крыльями или ампутированными конечностями – люди так развлекаются.

Подбираем дом

– Как животные попадают к вам?

– Если это лошади, то иногда сами хозяева дают время на выкуп, сбор помощи. Еще диких животных находят на дорогах и несут к нам, иногда владельцы котов и собак просят принять у них четырехлапого, поскольку у ребенка возникла аллергия или семья переезжает в другую страну. Люди часто думают, что мы – обычный приют, но «Пегас» – скорее реабилитационный центр. Тем, у кого здоровые животные, мы советуем самостоятельно подыскать им новый дом или попробовать пристроить в другие приюты.

– «Пегас» – уникальный приют и, возможно, единственный в стране. Зверей к вам везут со всей Украины?

– Да. Очень часто птицы попадают с Полтавской и Харьковской областей, лошади – со Львова и Николаева, коты и собаки – в основном из нашего региона.

– Очень многие берут к себе домой животных из разных приютов или просто с улицы. Отдаете ли Вы питомцев в частные руки?

– К нам приезжают очень редко, потому что находимся за городом. Мы и наши волонтеры сами находим дом нашим собакам и кошкам, которые к тому же социально приучены, имеют прививки. Дикое животное стараемся по максимуму вернуть в естественную среду.  Но его необходимо к этому подготовить. Звери должны уметь добывать себе еду, прятаться. Диких – никогда не отдаем людям. Например, некоторые считают, что иметь дома лисичку – это круто и весело, но как бы вы не старались ее приручить, она навсегда останется дикой. Если где-то есть лучшие условия, чем у нас, мы отдаем животное туда. К примеру, нескольких лисят хотим отвезти в заповедник, где им будет комфортнее.

А еще недавно отдали лошадь одной девочке. Она ездила к нам 2 года, взяла животное под свое кураторство, обрабатывала ее, вычесывала, даже спала с ней в конюшне. Но это единичный случай.

Глобальная проблема

– Сколько человек помогают присматривать за животными?

– В приюте нас четверо, в том числе я и мой муж. Он занимается сооружениями, ремонтом, я – слежу за состоянием здоровья зверей. Еще есть девушка и мужчина, на них – готовка и уборка. Дикие звери, птицы и собаки содержатся в вольерах, коты живут в доме, некоторые гуляют по улице, все они кастрированы и стерилизованы. Плюс есть волонтеры, которые помогают пристраивать животных. Одна девочка даже ведет нашу страничку в социальных сетях.

– Что хотелось бы сделать еще в приюте?

– Наша самая глобальная проблема – вода. Та, что здесь есть, – непригодна для питья животных. Уже 3 года каждые четыре дня водовоз привозит 3 тонны воды. Хотели сделать скважину, но на это нужно более
95 тыс. грн.  Мы пока не можем собрать такую сумму. Также хотелось бы построить 51 вольер, где зверям будет гораздо удобнее, чем в тех, в которых они содержатся сейчас. Планов и идей много, но реализовать их самостоятельно – сложно, поэтому будем благодарны всем за помощь.

Анастасия Нефретова,

фото из архива Елены Русиной