Весна в Днепре: лед ломать, нельзя оставить!

Весна уже вовсю вступает в свои права, но и ушедшая зима сдалась не сразу. Еще на прошлой неделе на реках Днепр и Мокрая Сура проводили ледокольные работы. Их организовали управление гражданской защиты ОГА, главное управление ГСЧС Украины в области и речной порт АСК «Укрречфлот». На портовом буксире ледокольного типа провела день и корреспондент «Вістей».

В ХОДОВОЙ РУБКЕ

Первым пунктом назначения ледокольного судна «Портовик-7» стал Гребной канал – излюбленное место днепровских рыболовов. Невзирая на заметно тонкий лед, а также профилактические беседы, которые ранее проводили спасатели, отчаянные энтузиасты снова были на своих местах. К сожалению, далеко не у всех срабатывает естественное чувство страха. Большинство поклонников удочки покидали рыбные места только тогда, когда под звуки предупреждающей сирены ледокольное судно оказывалось совсем близко. Со стороны некоторых рыбаков неслись нецензурные выражения. Вот такая «благодарность» за предотвращение их возможно последнего купания в ледяной реке.

Когда лед на Гребном канале был разрушен, «Портовик» взял курс на реку Мокрая Сура. Панорама родного города осталась позади. Ее сменили еще не проснувшаяся природа, частные дома, а также заводские трубы, извергающие клубы дыма.

Важное помещение «Портовика» – ходовая рубка. Это рабочее место капитана судна Виктора Орлова. Профессионал с многолетним стажем работы сообщил, что максимальная скорость судна – около 16 км/ч, а его основная задача – буксировка барж с грузами. В зимнее время «Портовик» выполняет ледокольные работы. Также он рассказал, как несколько лет назад возле Мишуриного Рога в Верхнеднепровском районе спасали попавшее в ледяной плен судно с зерном.

УГРОЗА НАВОДНЕНИЯ

Из ходовой рубки виднелось устье реки Мокрая Сура. Там толщина льда была до 30 см, но уже появлялись трещины и промоины, что также опасно для рыбаков. Кроме того, ледовая поверхность угрожала наводнением селу Новоалександровка.

Замначальника ГУ ГСЧС в области, полковник службы гражданской защиты Александр Шевченко рассказал «Вістям» о причинах возможного паводка. «В Криничанском районе, где берет начало Мокрая Сура, – местность более высокая, изрезана балками и оврагами. Поэтому зимой там собирается много снега. Из-за резкого потепления вода стремительно стекает в русло, которое слишком узкое, чтобы принять такое большое ее количество.

Лед в устье реки, там, где она впадает в Днепр, становится естественной преградой свободному течению. Если не разрушить этот барьер, произойдет подтопление населенного пункта», – сказал он.

БЕГСТВО ­РЫБАКОВ

Лед в устье Мокрой Суры ломался с треском, невероятно шумно, судно дребезжало. Под 180 тоннами «Портовика» зимние оковы расходились как по швам. Из-под буксира время от времени выплескивалась вода. Периодически звучала предупреждающая серена. Рыбаки торопливо собирали улов и в таком же авральном порядке сматывали удочки. Местами на льду можно было заметить мусор: бутылки из-под алкоголя, пачки от сигарет… Тем временем на берегу собирались «зеваки», спешившие сфотографировать происходящее.

Когда «Портовик» возвращался в речной порт, оставляя позади изломанный лед, Александр Шевченко рассказал об опыте предыдущих лет: уже через несколько дней таких работ уровень воды р. Мокрая Сура становится значительно ниже опасной отметки.

ЕКАТЕРИНА ЧЕРЕДНИЧЕНКО, ФОТО АВТОРА