Уильям Гесте и Днепр: вклад шотландского архитектора в историю города

Фамилия этого шотландского архитектора малоизвестна жителям Днепра. А ведь Уильям Гесте внес в историю города не меньший вклад, чем Иван Старов. Гесте разработал генеральный план Екатеринослава, творчески развив идеи генплана Старова 1792 года. Именно план Гесте, утвержденный в 1817 году, определил градостроительное развитие Екатеринослава почти на целое столетие. Рассказывает сообщество Екатеринославъ – Днепропетровск.
Уильям Гесте приехал в Российскую империю в 1784 году. Один из любимых зодчих Екатерины-II – Чарльз Камерон добился приезда своего земляка. Благодаря высокой протекции карьера Гесте сложилась быстро и успешно. В 1792 году он был зачислен архитектором в личную канцелярию Екатерины-II. Императрица одобрила первые работы зодчего – проекты «образцовых домов».
Уильям Гесте быстро стал одним из ведущих архитекторов Российской империи. Сначала он прославился как строитель мостов. По его проектам в Петербурге сооружены Полицейский, Красный, Синий и Поцелуев мосты. Апогей карьеры зодчего пришелся на царствование Александра-I – эпоху господства стиля ампир (поздний классицизм). С 1808 года Гесте стал главным архитектором Царского Села – летней императорской резиденции. В 1809-12 годах совместно с другими зодчими он подготовил два альбома образцовых фасадов частных домов и альбом образцовых кварталов. С 1810 года Гесте руководил градостроительным процессом в России. Он разработал или переработал генеральные планы около 500 городов, в частности – Саратова, Пензы, Уфы, Вятки, Красноярска, Омска, Томска, Вильно, Смоленска, Киева, Черкасс.
Судьба связала Гесте с нашим краем задолго до того, как был утвержден его генплан Екатеринослава. В 1795-99 годах Гесте работал на Юге России в должности губернского архитектора Екатеринославской и Таврической губерний. В петербургском архиве сохранился альбом фасадов и планов зданий, сочиненных Гесте для нашей губернии. Это чертежи Казначейства и Тюремного острога. Безусловным шедевром Гесте стал его генплан Екатеринослава, утвержденный императором Александром-I 9 апреля 1817 года, и вошедший в Полное собрание законов Российской империи. Генплан Гесте продолжил и развил градостроительные идеи генплана Ивана Старова 1792 года. Это идея размещения городской застройки на Соборной горе и в прибрежной части, а также идея линейного развития города вдоль Днепра.
В 1806 году был принят генплан, который отказывался от идей по застройке горы, а город сосредоточивался возле берегов Днепра. Генплан Гесте 1817 года стал своеобразной золотой серединой между планами 1792 и 1806 годов. Он уравновесил соотношение двух городских центров Екатеринослава – нагорного и приднепровского. Гесте наметил сеть площадей в разных районах города. Вместо трех нагорных площадей на планах Старова, Гесте оставил две – большую вокруг фундамента Преображенского собора, и меньших размеров – перед дворцом Потемкина. Именно на плане Гесте впервые изображены планировочные варианты Соборной и Дворянской (Шевченко) площадей, близкие к существующим. Развивая предложенную Старовым идею главного проспекта, Гесте «начертал» новую городскую площадь в нижней части города. Эту площадь организовали только через полтора столетия – в начале 1950-х годов (бывшая пл. Ленина).
В генплане Гесте 1817 года, как и в плане 1806 года, предложена идея разместить административный центр Екатеринослава и губернии не на Соборной горе, а на участке с большой площадью в районе современного Сквера Героев (бывш. сквер им. Ленина), в начале проспекта Александра Поля (бывш. пр. Кирова). Эта идея Гесте также была реализована только в течение XX века. Таким образом, Гесте закрепил в своем плане появление нового градостроительного узла. Сейчас здесь находятся здания Обладминистрации и Облсовета.
Генплан Екатеринослава, разработанный Уильямом Гесте, соединил лучшие наработки градостроителей конца XVIII – начала XIX веков. Нереализованной осталась идея Гесте о развитии главного проспекта в западном направлении вдоль Днепра. Открытая в 1884 году Екатерининская железная дорога, как шлагбаум остановила застройку Проспекта. Однако город преодолел это препятствие, и в XX веке «ушел» западнее на десяток километров.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна