Владимир Окороков: «Драйв, скорость и крутые горки – это мое!»

Нечасто можно встретить атлета, который в своей жизни добился успеха сразу в трех видах спорта. Знакомьтесь – мастер спорта СССР по вело-, мото- и автоспорту, 67-летний Владимир Окороков. В эксклюзивном интервью «Вістям» он рассказал о том, как ездил на свидание к будущей супруге, спустя год после занятий мотоспортом выиграл всесоюзные соревнования и как похудел на 18 кг ради победы на Кубке мира.

ОТЦОВСКАЯ ШКОЛА

– Владимир Пет­рович, расскажите, с чего Вы начинали?
– Мой отец был мастером спорта по велоспорту. И я с раннего детства этим увлекся. Он научил меня всему. В 12 лет я уже выступал на соревнованиях. Даже завоевал третий взрослый разряд. Но отца через четыре года не стало. Из Ясиноватой я ездил заниматься велоспортом в Донецк. Вскоре стал двукратным чемпионом юношеских соревнований СССР.
– Что было дальше?
– Дальше – армия. Во время службы в Днепропетровске познакомился с будущей супругой. Вернувшись домой, вскоре понял, что соскучился. Сел на велосипед, 260 км пути – и через восемь часов я в гостях у любимой. Таким образом, несколько раз ездил на свидания в Днепр. Как-то решил заглянуть в местную секцию по велоспорту, где занимались мои друзья – братья Милюковы. Когда тренер узнал, откуда я и какой путь проделал – пригласил к ним. А так как я уже решил жениться, это было очень кстати. Позже попал в сборную Украины по велокроссу. В Нальчике два раза вы­игрывал серебряную медаль по ВЦСПС. Но вскоре моя велокарьера закончилась. В советское время существовал строгий возрастной ценз – 25 лет.

100 КМ ЕЖЕДНЕВНО

– Расскажите, чем запомнилось время, проведенное в велосипедном спорте?
– Ежедневными тренировками минимум по 100 км и соревнованиями по крутым горкам. К примеру, чемпионат Украины по велокроссу проходил в киевском Голосеевском парке, где достаточно резкие подъемы. Но больше всего впечатлили поездки по горному Крыму. 180-километ­ровой гонке предшествовали заезды по маршруту: Симферополь-Бахчисарай-Ай-Петри – Ялта – Алушта – Симферополь.
– Чем Вы занимались после ухода из велоспорта?
– Мечтал продолжить спортивную карь­еру в авторалли. На СТО «ВАЗ», где я работал, познакомился с тренером Владимиром Сидоровым. Когда на гоночной трассе он увидел мои трюки на велосипеде, посоветовал сначала попробовать себя в мотоспорте.
– Трудно было адаптироваться к мотоциклу?
– Еще в юности отец научил меня водить мотоцикл и позже я иногда практиковался. Но первую тренировку в ДОСААФ помню, как будто это было вчера. Мне выдали мощный кроссовый мотоцикл без холостого хода – CZ-500. Я надел сапоги, шлем, перчатки… Пять кругов по склонам Тоннельной балки прошел на предельной скорости и ни разу не упал.

РОЛЬ ОПЫТА

– Какие титулы удалось завоевать в этом виде?
– Спустя год, стал мастером спорта. А также выиграл всесоюзное соревнование. Хотя я и уступал конкурентам по технике и опыту, но обладал козырем, позволявшим обходить их, – я более ловко ездил по грязи, а также уверенно и бесстрашно проходил крутые повороты. Тут сыграл свою роль опыт велосипедиста. Затем были призовые мес­та на других соревнованиях. К сожалению, все закончилось во время гонки в Николаеве – при падении сломал четыре ребра, ключицу и лопатку.
– После этого случая прекратили заниматься мотоспортом?
– Выздоровев, я пошел в автоклуб. Вскоре победил на чемпионате Украины, участвовал во Всесоюзных соревнованиях, – и пошло-по­ехало. Стал призером чемпионатов СССР по шоссейно-кольцевым и ипподромным гонкам, пятикратным чемпионом по автокроссу. В ралли 12 раз завоевывал золотую медаль.
– Ипподромные гонки? Звучит не­обычно…
– Спортсмены действительно едут по ипподрому. Круг составляет около 800 м по наклонной дорожке. Такие гонки проводятся зимой и по раскатанному снегу, который превращается в лед. Очень сложно, когда шесть машин одновременно влетают в поворот на скорости 110-120 км/час. Автомобиль все время скользит и едет боком. Это настоящий драйв!
– Кто здесь несет большую ответственность: пилот или штурман?
– Ответственность равная. Оба должны быть профессионалами своего дела. На тренировках мы со штурманом неторопливо едем по маршруту будущей гонки, я ему называю местонахождение всех поворотов, трамплинов, уровень их сложности. А во время соревнований на огромной скорос­ти еду по указаниям штурмана. Любые его неточности могут стоить жизни нам обоим.

ВЕТЕРАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

– Чем занимались после достижения всех возможных побед и титулов?
– Драйв, скорость, экстрим, летящая во все стороны грязь, крутые горки и резкие повороты – это мое! Гонкам на авто отдал 12 лет жизни. Когда уже думал, что со спортом покончено, встретил велосипедистку, с которой был знаком еще с юных лет – Нину Алексееву. Она искренне удивилась тому, что я не принимаю участие в ветеранском движении. Можно сказать, подтолкнула на путь, который вскоре привел к высоким результатам. А ведь на тот момент я целых двадцать лет не крутил педали. Меня приятно удивили современные велосипеды. Раньше наверх бежали с двухколесным в руках, а сейчас, поменяв передачу, можно взять любой подъем. Я даже не мечтал, что еще осилю высшую ступень пьедестала – два раза завоевывал победу в шоссейных гонках на Кубке мира в ­Австрии.
– Как же Вам удалось в 60 лет выиграть в столь сложных соревнованиях?
– Этому предшест­вовали изнурительные тренировки. Сначала победил на чемпионате Днепропетровской области, и это мне далось очень нелегко. Виной всему – 18 лишних килограммов. Понимал, что превзойти более сильных конкурентов со всего мира с таким балластом не удастся. Сказать, что похудеть было тяжело, – ничего не сказать. Но даже без этих килограммов меня все равно «вытягивал» именно опыт. Хоть в гору я заезжал не в числе первых, но на спуске обгонял всех. Кстати, недавно подсчитал – я проехал около полумиллиона километров. И планирую на этой цифре не останавливаться!

Екатерина Чередниченко, ФОТО из архива Владимира Окорокова

Залишити відповідь