Яблочный Спас – уходит лето от нас

В августе православные христиане отмечают «три Спаса»: Медовый, Яблочный и Ореховый (или Хлебный), посвященные Спасителю Иисусу Христу. Эти праздники связаны с плодородием и сбором урожая, часть которого приносят Богу в знак благодарности за помощь в трудах и заботах. Эта традиция уходит корнями в ветхозаветные времена.

МЕДОВЫЙ МАКОВЕЙ

Медовый Спас или Празднество Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и семи святым мученикам Маккавеям: Акиму, Антонину, Гурию, Елиазару, Евсевону, Адиму, Маркелу, матери их Соломонии и учителю их Елеазару отмечается 14 августа – в первый день Успенского поста. По словам митрополита Днепропетровского и Павлоградского, управляющего Днепропетровской епархией УПЦ Иринея, Маккавеи пострадали от сирийского царя Антиоха Епифана, который ввел в Иерусалиме и всей Иудее языческие обычаи, поставил в храме Господнем статую бога Зевса Олимпийского и заставил иудеев ему поклоняться. Среди тех, кого осудили и замучили из-за непринятия язычества и веры в пришествие Спасителя, были 90-летний законо­учитель Елеа­зар, его ученики – братья Маккавеи и их мать Соломония.

Медовым Спас называют в связи с началом сбора меда из ульев. Верующие во все времена несли его в церковь для освящения, не забывая о маке и букете цветов, среди которых были и маковые головки. Также чистили старые колодцы; освящали новые; совершали крестные ходы к рекам и озерам; в последний раз купали в открытых водоемах скот, поэтому Спас называют еще и Мокрым. Кроме меда, на вечерний праздничный стол ставили медовуху и сдобы с маком. Освященные букеты хранили дома как обереги от нечистой силы.

ПЕРВЫЕ «ОСЕНИНЫ»

Так называют Яблочный Спас, отмечаемый 19 августа. Есть у праздника и другие названия: Спас на горе, Средний Спас, Горохов день. По поверьям, в этот день природа «разворачивается» от лета к осени и зиме. Яблочный Спас приурочен к православному празднику Преображения Господня. Владыка Ириней говорит, что, согласно Священному Писанию, Иисус Христос в конце своей земной жизни открыл ученикам, что ему надлежит умереть на кресте за род людской и воскреснуть. После этого – возвел на гору Фавор апостолов Петра, Иакова, Иоанна и преобразился перед ними. Благодаря этому Божественному явлению апостолы узнали, что их Учитель – Сын Божий, а праздник стали называть Спас на горе.

Во всех действующих право­славных храмах в этот день проходят службы – верующие исповедуются, причащаются и освящают яблоки, виноград и другие плоды. После церковной службы следует пойти на кладбище и почтить память родственников. Также в этот день принято щедро угощать бедных, больных и сирот. Запрещаются любые работы, кроме сбора урожая и приготовления пищи. На стол подают пироги с яблоками, блинчики с различными начинками, сладкие каши и фруктовые компоты.

ОРЕХОВЫЙ ИЛИ ХЛЕБНЫЙ

Это народное название третьего Спаса или Спаса на холстах – праздника в честь перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Его всегда отмечают 29 августа, после окончания Успенского поста. Как говорит митрополит Ириней, праздник был установлен в 944 году именно в этот день. «Во времена проповедей Спасителя в сирийском городе Едессе правил больной проказой Авгарь. Он уверовал в Него как в Сына Божьего, написал письмо с просьбой об исцелении и послал с ним в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Иисуса Христа, но Анании это не удалось. Спаситель сам подозвал его и передал для Авгаря письмо с наставлениями к излечению. Затем умыл лицо и отер холстом, на котором отобразился Его Лик, – рассказывает митрополит. – Анания принес в Едессу холст и письмо. Авгарь принял святыню и исцелился. В 944 году по желанию императора Константина Багрянородного Нерукотворный Образ Спасителя и письмо были с почестями перенесены духовенством в Константинополь».

Ореховый Спас, в отличие от Яблочного, не отмечают «по-­особенному». Наши предки в этот день трудились на полях, собирая урожай, правда, устраивали ярмарки. Считается, что достаточно 29 августа сходить в церковь, освятить хлеб, орехи, а на ужин – испечь ореховый пирог.

Стоит добавить, что во все дни Успенского поста категорически запрещены бракосочетания, так как это – великий грех.

ДАРЫ В КОРЗИНКЕ

На торговых прилавках достаточно продуктов, знаковых для каждого из названных праздников. «Вісті» решили поинтересоваться, насколько их покупка «облегчит» кошельки тех, кто собирает корзинки для освящения в храмах. Судить можно по ценам, например, в супермаркетах, за 1 кг: виноград – 30-80 грн; яблоки – 16 грн; сливы – 12-40 грн; помидоры – 24-52 грн; морковь – 9 грн; мак – 23 грн (75 г); арахис – 6-10 грн (от расфасовки); хлеб (белый или черный) – 4-23 грн. В некоторых семьях предпочитают выпекать хлеб собственноручно. Стоимость муки в зависимости от расфасовки и производителя – от 17 грн; баночка меда – 24-89 грн. Опять же, затраты зависят от «размаха». Кому-то достаточно положить в корзинку гроздь винограда, горсть орехов, по нескольку яблок, груш и слив, а кто-то и килограммами не обойдется. Главное, пожелать в эти праздничные дни всем дорогим вам людям здоровья крепкого, как ореховая скорлупа, и Божье­го благословения.

ПОЛИНА ДМИТРИЕВА

фото: izvestia.kiev.ua