Екатеринослав – Днепровский: еще одна страница в истории нашего города (Фото)

Официально, история Днепра началась в 1776 году, когда он был основан по указу императрицы Екатерины II. В ее честь город получил название – Екатеринослав. Рассказывает сообщество Екатеринославъ – Днепропетровск.

По еще одной версии – в те времена не принято было называть города в честь здравствующих особ, поэтому, чтобы угодить правительнице, город был назван в честь святой великомученицы Екатерины Александрийской. Первоначально новый губернский город был основан на реке Кильчень при впадении ее в Самару. Однако просуществовал он на этом месте недолго, из-за неудачного географического расположения. Весенние разливы занимали всю равнину, оставляя на лето гнилые болота. Не оправдались надежды и на судоходство – река Самара оказалась непроходимой для торговых кораблей.

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

22 января 1784 года был издан указ императрицы об основании нового Екатеринослава на реке Днепр, который по первоначальному плану должен был стать «Третьей столицей Российской империи». Официально город был основан во время путешествия Екатерины II по вновь приобретенным землям Российской империи. 9 мая 1787 года императрица заложила первый камень в строительство Преображенского собора на Соборной горе (позже Соборная площадь (до недавнего времени пл. Октябрьская).

Представим пустынную плоскую вершину Соборной горы 9 мая 1787 года. Здесь собрался разный люд: белели напудренные парики мужчин, замысловатые женские прически, сияли на майском солнце парчовые ризы духовенства. Толпились жители ближних казацких слобод в домотканых свитках, разноцветных платках. Виднелась в траншее свежая кладка с оставленной между каменными глыбами нишей, в которую Екатерина II высыпала пригоршню золотых и серебряных монет. «Екатерина II императрица всея России во основание храма Преображения Спасителя нашего первый камень положила 1787 года». Нишу закрыли серебряной крышкой. Рядом с камнем императрицы второй камень положил австрийский император Иосиф II. Так был заложен Преображенский собор и основан новый город Екатеринослав-Днепровский после его переноса с неудачного месторасположения.

Тот огромный Преображенский собор, спроектированный французским архитектором Клодом Геруа, так и не был построен. Значительно позже, в 1830-1835 годах, внутри его фундамента был возведен собор в шесть раз меньший, а на фундаменте было установлено соборное ограждение. Преображенский собор построен в стиле классицизм по проекту известного петербургского архитектора Адриана Захарова. С восточной стороны храма сохранилось самое старое сооружение города – каменный верстовой столб, называвшийся Екатерининской или Царицынской милей. В конце 1786 года князь Григорий Потемкин распорядился поставить такие мили на всем пути следования Екатерины II по Южным землям империи.

Однако, местоположение центра нового города на холме снова оказалось не очень удачным. Возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1740-х годов. Постепенно казацкая слобода была поглощена Екатеринославом, и сейчас здесь центральные улицы современного города, прилегающие к Днепру.

Несмотря на грандиозные планы и энтузиазм губернатора края Григория Потемкина по превращению Екатеринослава в третью столицу Российской империи, после его смерти и смерти Екатерины II , а также из-за отсутствия средств в казне, развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была только суконная мануфактура, основанная в начале 1790-х годов. К концу XVIII века в городе насчитывалось 11 каменных домов, в том числе дворец Потемкина, и 185 деревянных домов, а население составляло около 6 тысяч человек. В 1796 году, по указу нового императора Павла, город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако уже в 1802 году ему было возвращено первоначальное название.

В XIX веке население города медленно продолжало увеличиваться. В 1853 году оно составило уже более 13 тысяч человек. В 1862 году в городе было 315 каменных домов, 3060 деревянных, действовали разные заводики – чугунолитейные, кирпичные, свечные, мыловаренные, салотопные и кожевенные. В 1873 году на левый берег от Харькова через Синельниково была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет через Днепр был построен железнодорожный мост (нынешний Амурский) и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская железная дорога связала Донбасс с Кривбасом.

После открытия в районе Кривого Рога железорудных и угольных месторождений, началось бурное промышленное развития края и его центра – Екатеринослава. Благодаря предпринимателю Александру Полю, а также активному участию французского и немецкого капиталов, в городе и его окрестностях появилось несколько крупнейших металлургических заводов, которые работают и сейчас. Население Екатеринослава, в основном за счет мигрантов, резко выросло, и если в 1865 году в городе проживало 22,8 тысячи человек, то в 1897 году оно составило уже более 121 тысячу человек. В том же году в Екатеринославе запустили электрический трамвай – третий в Российской империи, после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появился ряд общественных, образовательных и культурных учреждений. В начале ХХ века город продолжал стремительно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 году удвоилось и составило уже 252,5 тысячи человек.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа Лидии Кузиковой
и сайта: ukrаіnіаn.su

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!