День вручения Нобелевской премии: главные курьезы за последние 100 лет
Чуть ли не все деятели, кроме математиков, мечтают получить эту заветную Нобелевскую премию (а с ней и чек на кругленькую сумму). Почему кроме математиков? Да все просто, сам Нобель вычеркнул эту науку из списка на вручение.
Существует много версий, почему он так сделал. Но самая известная из них очень простая – все дело в женщине. Возлюбленная Нобеля – Софья Ковалевская, предпочла ему великого шведского математика – Миттаг-Леффлера. А все же мы люди и не терпим конкуренции, вот и Нобель решил лишить премии математиков.
Но были и случаи поинтересней во время присуждения премии. Например, комиссия несколько раз откладывала победу Альберта Эйнштейна, ведь как-то не внушала им доверия теория относительности: считали, что она не выдержит проверки временем.
А самой большой ошибкой комиссии по сей день считается присуждение премии по медицине португальскому нейрохирургу Моницу, за то, что он разработал метод проведения операции на головном мозге. Ага, не тут то было. Позже обнаружили, что такие операции приносят больше вреда, чем пользы и отменили их по всей планете.
Как ни крути, а премия по литературе до сих пор остается самой обсуждаемой. Ее продолжают оспаривать и оспаривать каждый год. В 1901 году был забавный случай, когда награду присудили французскому поэту Арману Сюлли-Прюдому, хотя все литературное сообщество считало более достойным Толстого. Ситуацию разрешил сам Лев Николаевич, он сказал, что не хотел бы получить эту премию, ведь вместе с ней дают и деньги, а деньги – это зло.
Бывали даже такие смешные случаи, когда лауреаты теряли свои чеки (ох уж эти творческие люди). Например, в 1920 году норвежский писатель Кнут Гамсун потерял чек в гостиничном лифте. Хорошо, что служащие отеля оказались добропорядочными и вернули чек законному владельцу.
Ну и самый недавний скандал – в 2012 году был связан с присуждением ЕС премии мира «за работу по объединению Европы и превращению ее из континента войны в континент мира», эту награду даже питались оспорить через суд, называя несправедливой и вспоминая европейских военных в Ливии, Ираке и Афганистане. Но премиальные деньги – 930 тысяч евро – ушли все-таки на помощь детям, живущим в конфликтных регионах.