Ко Дню святого Валентина: великие истории любви
Любовь – великое чувство, которое способно творить чудеса: менять людей и мир, залечивать сердечные раны и наносить новые, потрясать общество и дарить спокойствие. Интересные истории о любви можно встретить не только в книгах, но и реальной жизни. По случаю Дня святого Валентина мы решил вспомнить самые удивительные истории любви известных людей.
Федерико Феллини и Джульетта Мазина
Пятьдесят лет и один день — столько продлился брак Федерико Феллини и его верной супруги, актрисы Джульетты Мазины. Вместе они творили историю мирового кинематографа, существуя в уютном мире грёз и фантазий.
В 1943 году скромная девочка по имени Джулия Анна училась в Римском университете на филолога, а в свободное время играла в студенческом театре. Она не мечтала стать звездой киноэкрана, но добросовестно подходила к каждому делу, которое ей поручали. Нужно избавиться от северо-итальянского акцента? Помочь в этом могла работа на радио, за которую она охотно взялась. Озвучивать остроумные радиопостановки серии «Чикко и Паллина» было интересно. Сценарии для них присылал загадочный автор, который подписывался именем «Федерико». Вскоре сценаристу предложили перенести историю на экран — так впервые встретились актриса и режиссёр, которым было суждено быть вместе до конца жизни.
Они поженились спустя две недели после знакомства — большой сюрприз для родителей невесты, которые тщетно надеялись на её благоразумие. Церемонию венчания пришлось отложить, чтобы жениха ненароком не забрали на фронт прямо из собора. Только через полгода все приличия были соблюдены: Федерико Феллини и Джулия Анна Мазина стали мужем и женой перед Богом и людьми.
В браке девушка получила новое имя — Джульетта. Так хотел Феллини, великий мечтатель, знавший толк в красоте. Самые невероятные истории в его исполнении были для неё неоспоримой истиной. Джульетта сразу поняла, что Феллини живёт в собственном мире фантазий — и приняла его правила игры. Со стороны казалось, что влюблённые разыгрывают спектакли один за другим, не разделяя вымысел и реальность. Композитор Нино Рота вспоминал, как однажды во время обеда Феллини заметил: «Помнишь, когда мы были в Австралии, Джульетта?..» Все гости отлично знали, что супруги не бывали в Австралии, но Мазина только улыбнулась супругу: «Да, милый, там были чудесные артишоки».
Вскоре после свадьбы Джульетта Мазина узнала о своей беременности, но из-за случайного падения у неё случился выкидыш. Через два года у пары родился сын Пьетро Федерико, который не прожил и двух недель… Джульетта была убита горем, вердикт врачей постановил, что она никогда больше не сможет иметь детей. Федерико предлагал усыновление, но услышал отказ. «Если бездетная пара не распадается, это значит, что связь действительно прочна», — скажет впоследствии Федерико Феллини, добавив, что в их семье детьми стали фильмы.
Спорить с этим утверждением сложно. Джульетта Мазина была полноправным партнёром своего великого мужа. Она устраивала нужные встречи, выстаивала отношения с важными людьми, ведь у Феллини такого таланта не наблюдалось. В 1945 году Джульетта подружилась с режиссёром Роберто Росселини, который и дал Феллини «путёвку в жизнь». Восхищённый деликатной атакой Джульетты, Росселини пригласил её супруга поработать сначала ассистентом, а затем доверил ему кресло второго режиссёра в фильме «Человеческий голос». Первая режиссёрская работа мэтра «Огни варьете» тоже увидела свет благодаря деятельной натуре Джульетты Мазины. Она убедила мужа взяться за работу, а средства помог найти Росселини.
Ещё одна заслуга Мазины — фильм «Сладкая жизнь». Именно она посоветовала мужу обратить внимание на актёра Марчелло Мастроянни, с которым когда-то играла в студенческом театре. Выбор был сделан в его пользу, и лента, вышедшая на экраны в 1960 году, стала одним из главных шедевров мирового кино.
«Маленькая женщина с глазами потерявшегося щенка», — так супругу называл Феллини. Актрисе прочили великую карьеру, но она никогда не претендовала на личную славу и предпочитала сниматься в картинах мужа. Критики говорили, что Мазина привносит в его работы невинность, чистоту и невероятную женственность. Благодаря главной роли в картине «Ночи Кабирии», снятой Феллини, Джульетта Мазина вознеслась на звёздный олимп послевоенной Италии, получив награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале в 1957 году.
Со временем к режиссёру пришло признание, но не богатство. Феллини был ужасно расточителен, он позволял себе заказывать сотни своих любимых алых шарфов и останавливаться в самых дорогих номерах. Следить за бюджетом приходилось Джульетте. У неё не было ни дорогих автомобилей, ни сказочных вилл, ни мехов, ни бриллиантов — только фильмы, которые она называла самым дорогим подарком от супруга.
«Я всегда считал, что моя встреча с Джульеттой была предопределена самой судьбой, и не думаю, что всё могло бы сложиться как-то иначе, — говорил режиссёр. — Джульетта исполняла написанные мною сценки. Таким образом, отношения деловые развивались параллельно отношениям личным, и так было всегда».
В 1993 году на церемонии вручения премии «Оскар» Феллини вручали почётную награду за вклад в киноискусство. Слова благодарности были обращены к супруге, сидящей в зале. «Не плачь, Джульетта!» — попросил Федерико, заметив слёзы радости и гордости на её лице. Через несколько месяцев, 30 октября, они должны были отпраздновать золотую свадьбу, но Феллини попал в больницу с инсультом. 31 октября он скончался, а спустя пять месяцев умерла и Джульетта Мазина, завещав похоронить её с фотографией мужа в руках.
Вместе они покоятся на главном кладбище в Римини, родном городе режиссёра. Надгробие венчает памятник в виде корабля (отсылка к известному фильму «И корабль плывёт…»), на котором сценарист Тонино Гуэрра приказал сделать надпись: «Джульетта, теперь ты можешь плакать!»
Юрий и Татьяна Никулины
Жизнь Юрия и Татьяны Никулиных с первого до последнего дня была полностью подчинена цирку. Знакомство состоялось в 1949 году: Татьяна Покровская, будучи студенткой Тимирязевской академии и страстной любительницей верховой езды, тренировала лошадь для циркового номера и приняла приглашение начинающего клоуна Никулина прийти на одно из выступлений. В тот вечер на манеже Юрий Никулин получил сильнейшую травму — подопечный Татьяны, конь по кличке Лапоть, лягнул его так сильно, что номер пришлось прервать, а самого артиста отправить в больницу. После случившегося Татьяна просто не могла не навестить Юрия в больнице — так обычная встреча получила продолжение на долгие годы.
Позже Татьяна Николаевна признавалась, что Никулин понравился ей с первой минуты. «Юра не был красавцем, но у него было такое обаяние, что, если кто попадал в круг этого обаяния, вырваться уже не мог», — говорила она в одном из интервью. Харизму Никулина вскоре оценили и родные девушки, которые до личной встречи пребывали в ужасе от её романа с цирковым артистом.
Юрий и Татьяна сыграли скромную свадьбу через полгода после знакомства — жених был в своём единственном костюме — и поселились в коммуналке с родственниками Татьяны. Все праздники отмечали вместе, дом Никулиных всегда был открыт и для гостей — к ним приходили Булат Окуджава, Евгений Евтушенко и Алексей Баталов.
Жена Юрия Никулина не могла долго оставаться в стороне от цирковой жизни. Сначала супруги вместе придумывали новые идеи для номеров: одним из поводов, например, послужили домашние «баталии» за место у телевизора. Татьяна хотела смотреть «Семнадцать мгновений весны», а Юрий — хоккей. В итоге из этой семейной сценки выросла полноценная цирковая реприза.
В 1951 году Татьяна впервые вышла на манеж вместе с мужем в пантомиме «Маленький Пьер». К тому моменту номер уже завоевал любовь московской публики, и в конце сезона труппа должна была отправиться на гастроли по городам Советского Союза. Одну из главных ролей — мальчика — играть было некому, и тогда мама Никулина посоветовала сыну обратить внимание на жену.
Вместе Юрий и Татьяна Никулины объездили всю страну с гастролями. Делили одну гримёрку, мирились с тяготами гастрольной жизни — артист, бывший фронтовик, никогда не жаловался на плохие условия, и Татьяна Никулина ни в чём не перечила мужу. Днём она готовила обеды, гладила рубашки, а вечером спешила на манеж. Среди известных реприз с участием Татьяны Никулиной — «Розы и шипы», «Яблоко», «Бревно», «Барышня и хулиган».
Даже после рождения сына Максима в 1956 году Татьяна Николаевна не оставила цирк, где работала до 1981 года. «Я подсчитал однажды, что своих родителей за год видел месяц – два, не больше. Даже родился, когда отец был на съёмках. Слава Богу, что мама оказалась рядом… (смеётся). Но странное дело, несмотря на их физическое отсутствие, я никогда не ощущал себя брошенным. Они постоянно звонили из гастрольных поездок, со всех стран, слали нежные письма», — рассказывал Максим Никулин в одном из интервью.
Популярность Никулина росла, супругам дали отдельную квартиру, Никулин стал активно сниматься в кино — Татьяна и здесь была рядом. Вместе с мужем она снялась в трёх картинах: «Бриллиантовая рука», «Новенькая», «Точка, точка, запятая». Но когда в 1961 году Татьяна прошла фотопробы на главную роль в «Гусарской балладе» и готовилась к финальной встрече с Эльдаром Рязановым, неожиданно услышала от мужа веское «нет». В ответ на резонный вопрос о причинах такой категоричности Никулин сказал: «Я хочу, чтобы ты была рядом ВСЕГДА».
Впрочем, о своей неудавшейся актёрской карьере Татьяна Никулина никогда не жалела — важнее всего для неё была «погода в доме». После кончины Юрия Никулина в 1997 году Татьяна Николаевна вернулась в цирк в качестве консультанта по творческим вопросам. Она разбирала архивы мужа, в том числе его военные записи, и отказывалась делать ремонт в их квартире на Малой Бронной — хранила атмосферу семейного дома, где супруги были счастливы.
«Я ему о своих чувствах никогда не говорила. Как и он мне, — признавалась Татьяна Никулина. — Мы вообще в последнее время мало разговаривали, во всяком случае, на темы, не касающиеся цирка. А о чём говорить после стольких лет вместе? Я только любила, проходя из кухни в спальню мимо Юры, сидящего за каким-нибудь очередным пасьянсом, поцеловать его в лысину. А он при этом даже не поднимал головы. Он просто улыбался. И этого нам было достаточно, чтобы без слов сказать: мы счастливы вместе и по-прежнему горячо любим друг друга…»
Чарли Чаплин и Полетт Годдар
О браке Чарли Чаплина и Полетт Годдар журналисты узнали только после их развода. Пара предпочитала не афишировать свой союз — берегла отношения от посторонних глаз.
Чарли Чаплин был мечтой многих начинающих актрис: брак с богатым и успешным комиком автоматически принёс бы им славу. Но отношения малоизвестной Полетт Годдар и легендарной кинозвезды не были построены на холодном расчёте. Даже когда они расстались, то сохранили теплые отношения.
К моменту встречи с Чаплином Полетт уже успела побывать замужем. В 15 лет она была одной из танцовщиц в музыкальном шоу известного тогда театрального менеджера и режиссёра Флоренза Зигфельда. В его роскошных постановках участвовали самые красивые девушки того времени. Посмотреть на них приходили многие состоятельные мужчины. Неудивительно, что работавшие у Зигфельда танцовщицы часто находили себе достойную партию.
Годар не стала исключением и вышла замуж за богатого промышленника Эдгара Джеймса. Но брак был недолгим. Когда супруги развелись, девушке досталось состояние в 375 тысяч долларов. На эти деньги предприимчивая Полетт купила дорогую машину и роскошные туалеты. В таком виде она и отправилась покорять Голливуд. Конечно, сначала начинающая актриса была обычной участницей массовки. Но вскоре на юную красавицу в стильных нарядах стали обращать внимание. У нее появились покровители, одним из которых был президент киностудии United Artists Джо Шенк. Именно на его яхте в 1932 году Годдар познакомилась с Чаплином.
К своим 43 годам Чаплин был женат уже дважды, и оба раза неудачно. Первая супруга Милдред Харрис затащила его под венец, соврав о своей беременности. Позднее у пары всё-таки родился сын Норман. Но ребёнок прожил всего три дня. Второй избранницей стала Лита Грей. Свадьба состоялась 26 ноября 1924 года, девушке было всего 16 лет. Чтобы избежать проблем с законодательством, влюблённым пришлось расписаться заграницей, в Мексике.
Молодая жена родила Чаплину двух сыновей. Однако даже этот факт не сумел удержать Чарли в семье. В 1928 году во время съёмок фильма «Цирк» пара развелась. Комику пришлось выплатить экс-супруге круглую сумму — 825 тысяч долларов. К сожалению, денежная компенсация не утихомирила разгневанную женщину, она ещё долго продолжала поливать Чаплина грязью и обсуждать в прессе интимные подробности их совместной жизни.


