Метеорологи и синоптики: от их работы зависят полеты
Когда авиарейс переносят, а за окном в это время – сухая и ясная погода, значит, поступил прогноз об ее ухудшении. Корреспондент «Вістей» побывала на авиационной метеорологической станции гражданской, расположенной в международном аэропорту Днепропетровска и узнала, как собирают погодные данные, кто составляет прогнозы, по каким причинам могут запретить взлет или не дать добро на посадку самолета…
Солнечное сияние
На КПП меня встретила заместитель начальника авиаметеорологической станции Елена Соболева и сотрудник службы охраны. Защита стратегического объекта серьезная. Меня провели через арку металлоискателя, проверили паспорт и личные вещи. После чего на служебном авто мы проехали по территории аэропорта до площадки с метеоприборами, находящейся неподалеку от взлетно-посадочной полосы.
Небольшой участок огражден высоким забором. Елена Михайловна достала связку ключей и открыла замок на калитке. Сразу предупредила, что передвигаться нужно аккуратно и строго по тропинкам.
Первый объект знакомства – металлический столбик высотой около двух метров, на котором закреплен прозрачный шар с фокусирующей линзой – гелеограф. «Линза собирает свет при разных положениях солнца над горизонтом, фокусирует на ленте гелиографа и прожигает ее. По длине следа определяется продолжительность солнечного сияния в течение суток», – объяснила Елена Соболева.
Подходим к психрометрической будке, которая на несколько метров возвышается над землей. Ее стенки состоят из планок-жалюзей, защищающих термометры и гигрометр от солнца и осадков. Несмотря на жаркую погоду, не прошли мы и мимо гололедного станка. На трех металлических столбиках в осенне-зимний период по вертикали и горизонтали крепят провода. Наблюдатель смотрит, какие на них есть отложения – лед или изморозь.
Железный “тюльпан”
Долго рассматриваю осадкомер Третьякова, напоминающий большой раскрывшийся тюльпан с металлическими лепестками. Этот «цветок» защищает сосуд, в котором собирается дождь, град или снег. Также отдельно собирают осадки для измерения уровня pH.
Неожиданно раздался шум и совсем рядом приземлился большой пассажирский авиалайнер. Проводив его взглядом, я заметила возвышающуюся над метеоплощадкой мачту с флюгером. С его помощью еще с давних пор люди определяли направление и скорость ветра. С появлением современных приборов потребность во флюгерах отпала. Но совсем от них не отказываются – могут пригодиться как дублирующие…
Подойдя к взрыхленному участку земли, я опустила деревянный настил и приблизилась к двум термометрам – срочному и максимальному. Рядом из земли выглядывают трубки – электронные градусники, измеряющие температуру на глубине 5, 10, 15 и 20 см. Так собирают информацию, которую дальше в своей работе используют агрометеорологи.
Время по Гринвичу
По пути в служебное здание Елена Соболева сообщила, что на Днепропетровщине такие же метеостанции находятся в Криворожском аэропорту, Павлограде, Никополе, Синельниково, Лошкаревке, Губинихе, Комисаровке и Чаплино. «На метеостанциях при аэропортах информацию необходимо собирать каждые полчаса. А с периодичностью в три часа собираются данные на подобных площадках по всему земному шару. Для координации стран с разными часовыми поясами используют среднее время по Гринвичу. Показатели со всей Украины направляют в киевскую базу данных, там их наносят на карту и рассылают синоптикам страны и зарубежным коллегам»…
На третьем этаже станции, в помещении, заполненном электронными приборами, трудятся два техника-метеоролога и заведующий. На столах – журналы, в них записывают результаты наблюдений, затем данные вносят в компьютер. Но есть приборы, информация с которых на монитор поступает автоматически. Метеоролог Евгений Масько рассказал, что все собранные на станции данные используют не только для прогнозов, но и для статистики. После обработки и систематизации они попадают в учебники по метеорологии, справочники, на карты.
Взлет и посадка
Есть у меня вопросы и к синоптику. Вернувшись в здание аэропорта, стучим в кабинет Кристины Марченко. Интересуюсь, как делаются прогнозы? «В отличие от синоптиков, предсказывающих погоду на длительную перспективу для всего региона, мы составляем прогноз для территории аэропорта на 12 часов вперед. Но анализируем такое же огромное количество данных. Кроме показателей украинских станций, необходимо проработать информацию со всего мира… Взлет или посадка воздушного судна могут не состоятся из-за тумана, гололеда, шквального ветра, превышающих норму осадков», – рассказала Кристина Марченко. Также она добавила: «Зная плотность воздуха, влияющую на тягу самолета, и, учитывая высотную температуру, можно рассчитать объем за¬правки топлива. Задача синоптика – передать прогноз и рекомендации руководителю полетов и авиадиспетчерам, а они уже принимают решения. Но и наш, и их рубеж ответственности – одинаково высок»…
Екатерина Чередниченко