День светофора: «Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно»
Ежегодно 5 августа отмечается Международный день светофора. В Украине первый трехцветный «регулировщик» появился в 1936 году, установили его в Харькове. А вот в Днепре светофор поселился примерно в 60-х годах. Его разместили на перекрестке улиц Яворницкого и Мономаха (по-старому – Карла Маркса и Московская). Почему светофоры называли «музыкальной шкатулкой» и как они модернизируются сегодня, «Вісті» узнавали у Михаила Козырева, ведущего инженера КП «Днепрдорсервис».
НАЗАД В ИСТОРИЮ
Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году возле здания Британского парламента. Изобрел его английский инженер Джон Пик Найт. По всей видимости, прототипом послужил железнодорожный семафор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Интересно, что первое устройство переключалось вручную: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом находился дежурный. Вскоре «регулировщика» оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для первого уличного светофора. Однажды фонарь взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.
Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позже – в Чикаго и Нью-Йорке. Эти светофоры были электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два «глаза» – красный и зеленый. Первая автоматическая система была разработана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зеленого цвета). Устройство в его современной интерпретации появилось в Детройте и Нью-Йорке в 1920 году. В Европе трехцветные светофоры были впервые установлены в 1922 году в Париже.
УПРАВЛЯТЬ НА РАССТОЯНИИ
Новые технологии поспособствовали усовершенствованию регулирования дорожного движения. Михаил Козырев работает в данной сфере уже 17 лет и может уверенно сказать, что за последние годы светофоры в Днепре модернизировались. Главная инновация заключается в том, что следить за их работой можно дистанционно. Существует специальная программа, в которой все они видны на карте города, ими можно управлять и менять режимы, а в случае неисправности сразу устранить неполадки. Если же поломка светофора оказалась серьезной, оператор службы это видит и бригада выезжает на объект.
С 2017 года в областном центре устанавливают светофорные объекты с LED-лентой. Это помогает водителям увидеть светофор на дальнем расстоянии. Можем гордиться, ведь Днепр – первый город в Украине, который внедрил такой формат подсветки. После эту идею подхватили и другие города.
ЗЕЛЕНО-ЖЕЛТО-КРАСНЫЕ
По словам Михаила Козырева, в Днепре насчитывается 215 светофорных объектов: сюда входит все оборудование, имеющиеся на перекрестках. Это те устройства, которые установлены для автомобилей и трамваев. Системы светофоров, расположенные в нашем городе, производятся в Украине. Кстати, первые светофоры в Днепре были подвешены на тросах. «Кроме этого, раньше их называли «музыкальной шкатулкой», потому что при переключении они издавали необычный звук, похожий на щелканье», – говорит Михаил Козырев.
АКТИВНЫЕ ДНЕПРЯНЕ
Ведущий инженер также рассказал, что сегодня водители и пешеходы Днепра принимают активное участие в улучшении регулирования дорожного движения.
«В социальной сети Facebook создана открытая группа КП «Дніпродорсервіс» ДМР, где люди информируют о проблемах, связанных с дорожными знаками, разметкой и светофорами, делятся мыслями и высказывают свои пожелания. Это нам также помогает быстро реагировать и устранять различные поломки. Все рекомендации жителей города мы рассматриваем и стараемся учесть, если это возможно по правилам дорожного движения»,- комментирует ведущий инженер КП «Днепрдорсервис» Михаил Козырев.
С момента своего появления светофор постоянно усовершенствовался, становился все сложнее, но удобнее и при этом охватывал все большее число транспортных средств. Сейчас мы можем видеть регулирующие устройства не только для автомобилей, но и для велосипедов, пешеходов, трамваев и даже лошадей. На них появились специальные стрелки, которые позволяют поворачивать направо даже при «красном» и звуковые сигналы, помогающие слабовидящим людям переходить дорогу. Стоит задуматься, какое количество жизней светофоры спасли за все годы.
Маргарита Сопильняк


