Мировой рекордсмен по созданию ковров показал свои работы в Днепре
В Центральной городской библиотеке Днепра открыта выставка ковров – картин ручной работы, посвященная памяти известного мастера ковроткачества, художника-реставратора, нашего земляка Сейрана Алавердяна. Древнее армянское ремесло передается в его семье из поколения в поколение и теперь им владеет старший сын – Андрей. На выставке он представляет творчество отца, свое собственное, и проводит мастер-класс для желающих приобщиться к секретам создания ковров.
Ткали с детства
– Андрей, расскажите, пожалуйста, кто преподал первые уроки ковроткачества Вашему отцу и Вам?
– Отцу, насколько я знаю, – моя прабабушка. Будучи ребенком, он гостил у нее летом. Ткал ковры и мой дед. Меня отец начал обучать, когда я был совсем маленьким. Усаживал рядом с собой за станок и показывал различные способы плетения ковра, отдельных элементов. Какой была моя первая работа, я, к сожалению, не запомнил.
– Получаете удовольствие от работы?
– Безусловно, это очень интересный, позитивный и успокаивающий процесс.
– Какие материалы используете?
– Традиционно – шерсть, шелк и хлопок. Если же говорить о предпочтениях, то это – шелк. В последнее время я пробовал работать с полудрагоценными камнями, что ближе к технике вышивки, тогда как в плетении используется узелковая техника.
Мировой рекордсмен
– Имя Сейрана Алавердяна широко известно. Где выставлялись и хранятся его работы?
– В основном, в Европе – в музеях и частных коллекциях. В первую очередь, это реставрационные работы, так как отец был не только мастером ковроткачества, но и прекрасным реставратором. В 1991 году на Лондонском аукционе Phillips одна из его реставрационных работ стала самым дорогим лотом и украсила обложку каталога.
– Сколько может стоить уникальный ковер?
– Сейчас ковры отца не продаются – это память о нем (недавно Сейран Алавердян ушел из жизни. – Прим. автора). В прошлом, в зависимости от того, сколько ковру лет, из какого материала он сделан, цена могла колебаться от 100 до 100 тыс. долларов.
– За какие заслуги Вас называют мировым рекордсменом? В чем суть рекордов в ковроткачестве?
– Есть такой показатель, как плотность ковра. Это – количество узелков на 1 кв. см. В 2011 году я установил новый мировой рекорд по плотности, создав миниатюрный (2,20 см х 2,40 см) двухсторонний коврик, на котором уместилось более 6000 узелков. Были зарегистрированы 1110 на 1 кв. см. Предыдущие рекорды – 900 и 1100 узелков – принадлежали турецким и китайским мастерам.
В планах – музей
– Что подтолкнуло Вас к решению проводить мастер-класс?
– Я обратил внимание на то, что люди, посещающие выставки, интересуются созданием ковров и часто спрашивают, есть ли мастер-класс. Подумал, почему бы не показать, как это делается. Время обучения зависит от способностей. Кому-то достаточно часа, кому-то дня мало. Завершить работу могут даже несколько человек – получится коллективное творчество.
– Можно сказать, что ковроткачество – Ваша профессия?
– В данный момент скорее – хобби, дающее возможность проявить себя в творчестве, что-то выразить. Занимаюсь им редко, чаще организовываю выставки и провожу, как уже сказал, мастер – классы. Со временем хочу создать музей имени Сейрана Алавердяна.
– Задумываетесь над тем, чтобы к его открытию сотворить что-нибудь особенное?
– Хотел бы соткать ковер с использованием драгоценных камней и металлов. Есть предварительные наброски, но это – очень дорогое удовольствие. Вообще, чтобы реализовать свои замыслы, я должен быть готов не только творчески, но и финансово, тем более, что привык надеяться, в первую очередь, на себя. Поэтому занимаюсь бизнесом – возглавляю организацию по развитию и поддержке различных спортивных направлений.
Наталия Терентьева, фото автора


