“Черная пятница” в Украине – особенная: что не так с ценами и продажами
24 ноября, в последнюю пятницу месяца, многие планируют грандиозный шоппинг, виртуальный или реальный. Ну как не поддаться соблазну, когда со всех сторон магазины зазывают фантастическими скидками “черной пятницы”?! “-70%”, “-80%”, “-90%”… И пусть в реальности скидки оказываются, мягко говоря, гораздо скромнее заявленных – главное, они есть. “Только сегодня!” практически везде. И мы стараемся именно в этот день купить нужные (и не очень) вещи, чтобы потом еще долго радоваться тому, как удалось сэкономить, сообщает сайт “Сегодня”.
Но сегодня мы не об экономии. А о том, что в дни грандиозных распродаж, вроде “Black Fridy”, украинцы оставляют в магазинах приличную часть своего личного или семейного бюджета. А как гласит всемирный закон сохранения вещества и энергии, если в одном месте убывает, то в другом, наоборот, прибывает. То есть, если мы в “черную пятницу” так дружно отдаем свое “денежное вещество” магазинам и бутикам, это должно иметь для них какой-то позитивный экономический эффект. А заодно улучшить статистику и по стране. Например, показать некоторое снижение среднемесячных цен (за счет невероятных скидок, которые, как правило, растягиваются минимум на три дня) и увеличение товарооборота.
Проверить эту теорию для начала решили на сайте Госкомстата. Отличается ли чем-то “торговая статистика” ноября от других месяцев? Оказалось, немного отличается. Но вовсе не в ту сторону, в которую мы ожидали.
Согласно данным двух последних лет, в ноябре цены немного вырастают, а товарооборот – падает. А вот следующий “торговый ажиотаж”, предновогодний, оставляет “правильный” след в статистике: в декабре товарооборот увеличивается, хотя скидками продавцы перед Новым годом нас не радуют, даже наоборот.
Так, в октябре 2016 года, по данным Госкомстата, объем розничного товарооборота в Украине составлял 48 млрд 257 млн грн. В ноябре он сократился на 9 млн грн – до 48 млрд 248 млн. В 2015-м ноябрь “проседал” еще больше – на 79 млн грн: в октябре розничный товарооборот составил 43 млрд 258 млн грн, в ноябре – 42 млрд 179 млн.
А вот в декабре, перед Новым годом, товарооборот действительно растет. Например, в 2016-м он составил 54 млрд 743 млн грн – на 6,5 млрд (!) грн больше, чем в ноябре. Годом ранее, в 2015-м, за декабрь в рознице было продано товаров на 47 млрд 654 млн грн, т.е. на 5,5 млрд больше, чем в ноябре с его “черной пятницей”.
Наблюдательный читатель, конечно, может возразить: во время грандиозных распродаж цены снижаются, откуда ж взяться росту товарооборота? Но ведь скидки как раз и призваны увеличить объем продаж торгующих компаний, иначе какой интерес в таких акциях для продавцов? Если так, своей функции “черная пятница” не выполняет. По крайней мере в Украине.
И, кстати, о снижении цен. Этот факт также не находит своего отражения в статистической информации. Если сравнивать цены на товары, которые считаются наиболее продаваемыми во время “черной пятницы” – одежда, обувь, техника, – то в 2015 и 2016 годах цены на эти группы товаров в ноябре в основном росли. В ноябре 2015-го цены на одежду и обувь выросли на 0,8%, в 2016-м – упали на 0,5%. Бытовая техника в ноябре 2015 и 2016 только дорожала – на 0,5 и 0,2% соответственно.
В чем секрет “Черной пятницы” по-украински?
Директор департамента статистики торговли Государственной службы статистики Украины Анатолий Фризоренко говорит, что увидеть экономический эффект от “черной пятницы” не позволяет методика сбора информации.
“Мы собираем отчетность за месяц по регионам, причем на выборочной основе. То есть отчитываются примерно 20% компаний, которые работают. И на основе этих данных мы делаем выводы относительно всей Украины. Причем цены анализируются подекадно, а не за каждый день. Чтобы отслеживать цены по дням, это нужен очень подробны анализ. Мы такими вопросами не занимаемся. Так что ответить на вопрос, есть ли какой-то экономический эффект от “черной пятницы”, служба статистики не может”, – сказал Анатолий Фризоренко.
С просьбой рассказать о “черной пятнице” с позиции продавца мы обратились к Алексею Давиденко – сооснователю сети магазинов “Медтехника+”.
“По опыту прошлых лет, выручка в этот день вырастает в три раза. На следующий день – в два раза. Если продлить скидки еще на один день, то прирост будет еще +30%. Но ведь надо понимать, что выручка увеличивается а заработок падает. Поэтому для нас “черная пятница” – это больше имиджевая история и возможность избавиться от остатков. А также возможность сделать хороший оборот поставщику и получить большую скидку на декабрь”, – рассказал Алексей Давиденко.
Кстати, о размере скидок бизнесмен честно рассказал на своей страничке в Facebook:
“Готовимся к “черной пятнице”. Выверяем списки товаров, согласовываем плановые рассылки, определяем финальные скидки в зависимости от группы, остатков и наценки.
Как ни крутили, но больше -30% скидки ни на одну группу товаров дать физически не можем. Ведь -30% от розничной цены – это значит, что первоначальная наценка была более +40%. А такие наценки в белом импорте и конкурентной розничной среде – большая редкость.
Средние скидки, которые реально дать, чтобы не уйти в глубокий минус, это минус 15%-20%. И это при том, что нам останется заработок на уровне 3-5%.
И вот. Финальное совещание перед стартом рекламы “черной пятницы”. Сотрудники без настроения. Принесли для сравнения уже вышедшие рекламные объявления разных интернет-магазинов:
– BLACK FRIDAY! Скидки до -50% -70%!
Как? Откуда?
Как у вас получается в конкурентном рынке сначала умножать цену в 2-2,5 раза, чтобы потом давать такие распродажи?
Правильно ли я понимаю, что в обычной жизни у вас наценки значительно превышают 100%?
Или вы и правда загодя тихонько повышаете цены, чтобы потом громко и помпезно опустить их до -50%?
Завидую тем сферам, где все еще можно умножать цены на три и с легкостью давать -50%. Нам так не жить. Наши покупатели в обычной мирной жизни переплачивают нам в рознице от силы 25-35% от цены поставщика, и поэтому скидки у нас будут не фантастические, но зато честные”.
А вот директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко считает, что экономический эффект от “черной пятницы” не заметен в статистике потому, что… его нет. Вернее, возможно, сами продавцы и достигают какого-то позитивного для себя эффекта, но на экономике государства это никак не сказывается.
“Черная пятница” не имеет абсолютно никакого экономического эффекта. Во-первых, у государства просто нет никаких данных о состоянии торговли. Более 40% находится в тени, даже правительство признает. Торговые сети с конца 2014 года не обязаны публиковать данные о среднем чеке, о розничном товарообороте за год. Эти данные иногда всплывают, но они являются недостоверными. А если даже отдельные торговые сети не готовы обнародовать честные данные, то тем более в рамках всей страны этого сделать невозможно. Особенно когда мы говорим о “черной пятнице”.
Во время этой распродажи лучше всего покупают одежду, обувь, товары для дома. А как раз эти сегменты рынка очень сильно тенизированы. Значительная часть и одежды, и обуви поступают в Украину по теневым схемам.
А у украинских производителей цены и так очень конкурентоспособные, поэтому они в меньшей мере могут делать скидки, чем продавцы импортных товаров. Так что, когда мы говорим о “черной пятнице”, имеется в виду в первую очередь распродажа импорта”, – говорит Алексей Дорошенко.
Одной из причин, по которой ритейлеры (продавцы розничных товаров) активно подключаются к “черной пятнице”, Алексей Дорошенко называет требования арендодателей – владельцев торговых центров.
“У нас большинство магазинов находятся в торговых центрах. Даже те, кто позиционирует себя как “онлайн-магазин”, имеют торговые точки и “оффлайн”, и расположены они, как правило, в торговых центрах. А многие торговые центры в договорах аренды сейчас прописывают обязательное условие: несколько раз в год делать значительную скидку в определенные периоды. Соответственно, если ТЦ требует дать скидку не менее 20% от договора аренды, причем реальную скидку, то магазин-арендатор не можете ее не сделать.
Торговому центру такие акции, как “черная пятница”, выгодны. У него наплыв покупателей, товарооборот увеличивается, а значит, он получает больше арендной платы. А вот для магазинов – далеко не обязательно в такие акционные дни каждый магазин срабатывает в прибыль себе. Сейчас вообще настолько низкие результаты продаж в обычное время, что ритейлеры хотят хоть каким-то образом стимулировать продажи”.