Facebook удалил в Украине несколько сотен аккаунтов и групп «фейковых» новостей
Facebook приостановил в Украине деятельность аккаунтов и групп, которые вели скоординированные кампании по дезинформации. Об этом Liga.Tech сообщил глава политики по кибербезопасности соцсети Натаниель Глейхер. Идентифицировать обширную кампанию удалось на основе поведенческого анализа подозреваемых, а не содержания контента.
Серьезные бюджеты
По его словам, в ходе расследования удалось установить, что удалённые аккаунты связаны с украинским PR-агентством Pragmatico. “Я думаю, что они расположены в Киеве. Но этот факт я бы дважды проверил”, – уточнил Глейхер.
В общей сложности Facebook удалил 168 аккаунтов, 149 страниц, 79 групп. У них было в совокупности около 4,2 млн фолловеров. Примерно 400 000 аккаунтов присоединились к группам. Страницы и группы управлялись фейковыми аккаунтами, а имена постоянно менялись.
И самое интересное: бюджет, потраченный на рекламу в Facebook и Instagram, Глейхер оценивает примерно в $1,6 млн. “Рассчитывались преимущественно в долларах”, – уточняет он.
По меркам Украины это очень большая сумма. К примеру один из самых дорогих постов на выборах был размещен в фан-группе “Я за Тимошенко – Фан Клуб”. Он назывался “Если ты за победу Украины – жми лайк”. Он принес миллион показов и мог обойтись, по оценкам Facebook, в $10 000 -50 000. Другие посты политиков, как правило, стоили в десятки раз меньше.
Какие были цели?
Глейхер подозревает, что организаторы кампании направляли людей за пределы Facebook на сайты, которые позиционировались как новостные. Примечательно, что в примерах удаленных страниц оказались аккаунты изданий Znaj.ua, Politeka, Hyser. Теперь они не работают.
Он добавляет, что PR-компания не работала на какого-то конкретного политика или бизнес. По словам менеджера, фирма работала с различными клиентами с целью заработать деньги. И раскручивала такие темы как спорт, знаменитости, шоу-биз, политика и экономика.
Редакция отправила запрос на адрес, указанный на сайте Znaj.ua, так как телефоны оказались не работающими, а отдел рекламы попросил писать письмо. По данным SimilarWeb, у десктопной версии Znaj.ua порядка 20% трафика идет из социальных сетей, причем 88% от этого числа – доля Facebook. У Politeka – 12,3% и 84%. У Hyser – около 14% и 93%.
Подобные фирмы Facebook разоблачал в Израиле и Филиппинах. Глейхер подчеркивает, что украинская кампания не имеет связи с внешним миром и не является частью информационной войны со стороны России. Хотя раньше враждебные группы, скоординированные восточным соседом, в Украине удалялись.
Собираем факты по крупинкам
О фирме Pragmatico в открытых источниках мало что известно. Сайта найти не удалось. А на Facebook страничке было всего 4 лайка. Но по косвенным признакам можно было понять, что фирма с подобным названием все-таки вела деятельность. Например, на Work.ua указано, что в Pragmatico, которая занимается рекламой, PR, маркетингом, работает от 10 до 50 человек.
В одном из резюме на Jobs.ua соискатель указал, что он до августа 2019 года занимался формированием медийного образа, созданием положительного имиджа и поддержкой репутации заказчика в соцсетях. На страничке в FB у самой Pragmaticо указано, что она специализируется на защите репутации в социальных сетях, создании и продвижении персональных брендов.
Фабрика троллей?
Скрытность менеджеров и вообще отсутствие какой-либо публичной информации наталкивает на мысли о том, что агентство работало “по-партизански”. Пять опрошенных редакцией PR-специалистов на рынке никогда ничего не слышали о Pragmatico.