Как днепрянин «озвучивает» немое кино
Два раза в неделю в Днепре проходят вечера черно-белого кино под «живой» аккомпанемент. Зрителям перед просмотром ленты рассказывают интересные факты о создании фильма, а потом погружают в атмосферу 20-30-х годов, чудным образом переплетенных с популярной музыкой 50-90-х. Аккомпанирует и подбирает знакомые мелодии Александр Иванов, с которым «Вісті» решили познакомиться поближе.
Не скучно и смешно
– Александр, расскажите о проекте «Немое кино под открытым небом». Как он появился в Днепре?
– Это не мой, как Вы говорите, проект. В свое время, мне понравилась идея – взять старый немой фильм и «озвучить» его с помощью известных хитов. Подобное пытались сделать в нескольких городах Украины, где-то прижилось, где-то нет. Примерно 5 лет назад, когда я работал в одном из заведений, тогда еще Днепропетровска, меня попытались взять «на слабо», предложив «озвучить» черно-белое кино. Затейник думал, что так долго играть (примерно час) сложно. На самом деле, более трудоемкий процесс – выбор фильма и музыки, но мне понравилось. Затем я увидел отклик людей, теперь стараюсь проводить подобные мероприятия регулярно, а начиналось все от случая к случаю – в различных ивент-кафе.
– По какому принципу подбираете картины и музыкальное сопровождение к ним?
– Предпочтение отдаю комедиям. Чаще всего гости сеансов видят на экране Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарольда Ллойда, Мэри Пикфорд и других. Когда лента выбрана, ее нужно разложить по темам, идеям, настроениям, а потом подобрать соответствующие хиты. В общем, мой главный критерий, – чтобы это было нескучно и смешно, потому что драм и в жизни хватает.
– Нескучно только Вам или кто-то еще приобщается к этому процессу?
– Обязательно «тестирую» на домашних, даже музыку вместе подбираем. Зову сына, жену и начинаем перебирать мелодию под картинку. Иногда смеемся, дискутируем.
– Оригинальное музыкальное сопровождение слушаете?
– Первый раз не слушаю, специально выключаю звук, чтобы найти что-нибудь свое. Правда, иногда сделать это довольно сложно. У того же Чарли Чаплина, который сам писал музыку к своим фильмам, многие вещи стали хитами. Например, «Улыбка» или визитная карточка Чаплина «По улицам ходила большая крокодила». Он ее, в конце концов, спел в «Новых временах». Такое я стараюсь оставлять, от классики никуда не денешься. Кстати, для меня было открытием, что эти мелодии, оказывается, были в моем репертуаре. Я просто не знал, что это – Чарли Чаплин (улыбается).
Качественно и полнозвучно
– Как могло такое произойти?
– Дело в том, что музыка – это мое хобби, я самоучка, хотя и учился целый год в подготовительном классе музыкальной школы. Мне ужасно не нравилось – это было что-то страшное для меня: уроки, ноты, играй, как написано, а не как хочется… В итоге, я бросил занятия и лет 6-7 вообще не подходил к фортепиано. Потом стал подбирать на слух разные мелодии: когда занимаешься тем, что нравится, начинает получаться.
– В Вашей семье были музыканты?
– Любители были, профессионалов не помню. Мой дедушка играл на мандолине, наверное, он меня и «втравил». Сам он родом из Херсона, потому чаще всего играл южно-украинские, одесские песни. Они мелодичны, видимо, мне с детства это запало, ведь я именно с них начинал. Первой песней, которую качественно и полнозвучно сыграл на пианино, была «Мурка». У нее шикарная гармония. Еще был прадед, который играл на флейте в корчме. О нем знаю понаслышке, потому что даже фотографий не сохранилось.
Остановиться, и подумать
– Александр, из всех комедий, которые довелось «озвучить», чьи Вам ближе?
– В каждой есть что-то интересное. Картины всех режиссеров сделаны хорошо, трюки – шикарно отработаны. Хотя, на мой взгляд, юмор Чарли Чаплина на порядок выше. У него сначала посмеялся, потом задумался, потом еще раз улыбнулся. Мне импонирует Чаплинская «многослойность». Хотя бывают моменты, когда хочется посмеяться и посмотреть легкий, ни к чему не обязывающий сюжет и даже в нем найти что-то, что заставит остановиться, и поразмыслить.
Дарья Мирошниченко,
фото из архива Александра Иванова