Как на Днепропетровщине затопили легендарный памятник (Фото)

В 1932 году, после постройки плотины ДнепроГЭСа, уровень воды в Днепре значительно повысился. В результате образовалось Днепровское водохранилище и были затоплены девять исторических днепровских порогов. Самым величественным среди них был порог Ненасытецкий, или Ненасытец, который также поглотили воды Днепра. Вместе с ним затопленным оказался и памятник князю Святославу Игоревичу – чугунная плита с надписью, установленная в 1913 году на скале Монастырко над Ненасытецким порогом. Рассказывает Екатеринославъ – Днепропетровск.

Причины выбора этого места для установки памятника князю Святославу не очень понятны. В «Повести временных лет» сказано, что в 972 году, «когда наступила весна, поплыл Святослав через пороги, и напал на него Куря, князь печенежский. И убили Святослава… » В других известных летописях также нет конкретных сведений о месте гибели князя Святослава, кроме упоминания о том, что он погиб «на порогах». В XVIII веке Ненасытец упоминался только в легенде об Андрее Первозванном. В 1780-х годах Василий Зуев записал, что название скалы Монастырко происходит от того, что на ней во время своих странствий в Киев временно жил Святой Андрей Первозванный. В знак подтверждения этого ему показывали «кресты из красного шифера, не местного камня, которые часто находили под водой в каменных расщелинах». Показывали даже ямки на камне, где якобы шел святой. Аналогичные кресты – их находили только у скалы Монастырко – в 1820-х годах демонстрировали и писателю А.Ф. Воейкову.

Но уже в 1840-х годах «в 30 верстах от Екатеринослава, близ самых Ненасытецких порогов, показывают место, где по словам жителей, убит великий князь Святослав». Кто были эти жители, которые помнили события времен Киевской Руси, осталось неизвестным. Вполне возможно, что Ненасытецкий порог был определен как место гибели Святослава только потому, что он был самым значительным среди порогов Днепра. Эта легенда приобрела широкую популярность после 1882 года, когда ее озвучил Андрей Миклашевский на страницах газеты «Московские ведомости». С тех пор она нашла многих сторонников в научных кругах и начала восприниматься как неоспоримый факт.

Инициатором установки памятной плиты выступил Одесский отдел Императорского Русского Военно-исторического общества. Представитель Общества генерал Романенко заключил контракт на работу над памятником с одесским скульптором Борисом Эдуардсом. По этому контракту Эдуардс должен был, по утвержденному Обществом эскизу, изготовить чугунную памятную плиту с надписью, доставить ее на место и установить на отвесе Ненасытецкого порога. Все работы должны были быть завершены до 15 мая 1913 года. Скульптор полностью уложился в условия контракта, и в 1913 году чугунная плита длиной около 4 метров и весом свыше 25 пудов (приблизительно 400 килограмм), была установлена ​​над Ненасытецким порогом на скале Монастырко.

Дальнейшая судьба памятника весьма характерна для советской эпохи. По официальной версии плита находилась на скале Монастырко до 1932 года, после чего она была демонтирована и перенесена на «постамент, установленный на площади села Никольского». На самом деле доска была оставлена ​​на своем месте и оказалась под водой Днепровского водохранилища. Только в 1941 году, после разрушения ДнепроГЭСа и спуска Днепровского водохранилища, когда над водой поднялись скалы Ненасытца, памятник Святославу снова увидел свет. А в 1943 году, после второго взрыва ДнепроГЭСа, вода упала настолько, что полностью обнажился весь Ненасытец.

Судьба «найденного» памятника не очень заинтересовала местные власти. Для его спасения от повторного затопления понадобилось вмешательство правительства. В 1947 году, перед следующим пуском ДнепроГЭСа, Совет министров УССР обязал Днепропетровский облисполком снять памятную плиту и установить ее напротив Ненасытецкого порога. Но при проведении работ по демонтажу, плита сорвалась в Днепр, цепляясь за скальные выступы. Мемориальную реликвию достали из воды и перенесли на новое место. От ударов о скалу плита была сильно повреждена – оббита с краев и дала большую трещину в центральной части. Мемориальная плита была установлена ​​временно. Предусматривалось сооружение памятника, который отвечал бы требованиям памятников всесоюзного значения. Вскоре был пущен ДнепроГЭС, вода в Днепре начала прибывать, и через несколько недель Ненасытецкий порог снова оказался затоплен.

Сооружение нового памятника начато так и не было. На сегодня даже не найдено информации о том, разрабатывался ли вообще проект его строительства. В 1951 году местность, на которую перенесли памятную плиту, была передана заводу им. Петровского под размещение пионерского лагеря. Проектные работы по пионерлагерю Петровки были начаты в апреле 1951 года. Памятную плиту сняли, а стелу, к которой она крепилась – разобрали. Было выбрано новое место для ее установки. Учитывая плачевное состояние памятника, на заводе им. Петровского была изготовлена точная копия плиты, которую и установили в 1952 году на выбранное место. Было также специально выполнено благоустройство территории вокруг нее. Дальнейшая судьба оригинала работы Бориса Эдуардса сегодня точно не установлена, хотя сохранились сведения о том, что она была передана в исторический музей УССР в Киеве.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Валентина Старостина