Как праздновали Новый год в Днепре десятилетия назад
За годы, десятилетия и века существования города Днепр традиции встречи Нового года многократно менялись. Как отмечали Новый Год в Екатеринославе в первое столетие его истории, сегодня практически неизвестно. Источников по этому поводу не сохранилось. Зато особенности празднования в начале XX века можно восстановить по сохранившимся подшивкам екатеринославской прессы.
До революции 1917 года Новый Год следовал за Рождеством (25 декабря), а не предварял его (как сейчас, 7 января по новому стилю). В начале XX века Новый Год не считался главным праздником. Сто лет назад екатеринославцы основное внимание уделяли празднику Рождества Христова. Оба праздника прекрасно уживались друг с другом, предоставляя жителям целую неделю новогодних торжеств. А затихали празднования, как и сейчас, 6 января (19 января по новому стилю), когда праздновали Крещение.
Несмотря на обилие развлекательных мероприятий, на первое место ставилось духовное начало. Молебны по случаю наступления Нового Года обязательно проходили во всех храмах Екатеринослава. Например, в декабре 1914 года в газете «Приднепровский край» было объявлено: «В ночь под Новый год во всех приходских городских храмах будут совершены в 12 ч. торжественныя новогодния молебствия. В Кафедральном соборе молебен совершит преосвященнейший епископ Агапит; начало звонов в 11 ½ ч. В самый день Новаго года владыка совершит в соборе литургию, и после оной молебен в сослужении духовенства; облачение желтое».
Современного понятия «губернаторской елки» в Екатеринославе не существовало, но главная елка устраивалась в Потемкинском дворце (нынешний Дворец студентов), где тогда располагалось Дворянское собрание. Здесь проходили «Новогодние взаимныя поздравления», которые возглавлял губернатор. Обязательно принимали участие вице-губернатор, губернский предводитель дворянства и вся верхушка чиновничества и местной аристократии.
В последние годы существования Российской империи, в связи с началом Первой Мировой войны, главную елку города пришлось отменить. В декабре 1914 года газета «Приднепровский край» печатала объявление губернатора: «В виду переживаемых в настоящее время особой важности событий <…> новогодния взаимныя поздравления, устраиваемыя ежегодно в Потемкинском Дворце, совершенно отменяются». При этом указывалось: «Вместе с сим мы все указанныя лица и наши семьи покорнейше просим никого не безпокоиться приносить нам поздравления на домах». Желающим заменить взаимные визиты предлагалось внести пожертвования в Канцелярию губернатора до 2-х часов дня 30 декабря. Половина пожертвований предназначалась для сирот-детей воинов в приюте наследника цесаревича Алексея, а вторая половина должна была пойти на сооружение храма-памятника при больнице Красного Креста.
Ну, а в целом, богатейший город Екатеринослав, символ «железной лихорадки», привык встречать Новый год с большим размахом. Обеспеченные жители предпочитали беззаботно проводить вечер 31 декабря в многочисленных театрах, ресторанах и клубах. С удовольствием заполняли екатеринославцы в предпраздничные дни театральные и концертные залы. К примеру, Зимний театр (ныне театр Драмы и комедии (бывш. театр им. Горького) в анонсе указывал, что «праздничный репертуар составлен весьма разнообразно». 29 декабря 1914 года показан спектакль «Петроградския трущобы», «переделка известнаго романа Крестовского». А вечер 31 декабря в Зимнем театре анонсировался так: «спектакль-галла 1) веселая комедия-фарс «Рай Магомета» в трех действиях; 2) Встреча Новаго и проводы стараго года. Грандиозное «Кабарэ». Соединенными силами артистов г. Екатеринослава. Драмы, Оперетты, Еврейской труппы, Цирка и Кафе-шантана. С 12 ½ часов начало Кабарэ. Безпрерывное веселье. Лица, взявшие билеты на спектакль, не меньше рубля остаются на Кабарэ. Вход на Кабарэ один руб.».
Московский цирк Ж.А. Труцци на Озерной площади 30 декабря 1914 года показал «Большое экстраординарное представление»: участвовали «Горные орлы», «Летающие люди» и др. 31 декабря анонсировалось большое представление «Встреча Новаго Года». В том же духе был выдержан репертуар остальных театров. Театр «Солей» 31 декабря 1914 года показал «сильную драму» в 3 частях «В урагане страстей», и драму в 3 частях «Катастрофа на железной дороге». Театр «Колизей» 31 декабря показал «небывалую по захватывающему интересу драму из еврейской жизни в 3-х частях «Страдалица Лия (Казненный жизнью)». Не отставали от театров и клубов рестораны. «Первоклассный ресторан «Аполло». Проспект, дом Боте. Сегодня Среда 31-го Декабря. Торжественная встреча Нового Года при участии всей программы артистических сил».
В условиях Первой Мировой войны Екатеринослав, привыкший к беззаботной и пышной жизни, вынужден был изменить церемониал празднований. Главным новшеством встречи Новых 1915-17 годов стало устройство елок в госпиталях и приютах для детей сирот-воинов. По сохранившейся информации за конец 1914 года, главной по значению стала «елка для раненых в Дворянском лазарете», которую открыли 25 декабря. Лазарет находился в самом Потемкинском дворце, и именно эта елка заменила традиционное пышное празднование. Открыл елку губернский предводитель дворянства, по совместительству председатель местного отделения Красного Креста, князь Николай Урусов с супругой. На следующий день, 26 декабря, им же была открыта елка для раненых в главном госпитале Красного Креста. Губернское земство устроило елку для раненых в Губернской земской больнице (ныне больница им. Мечникова).
Еще одной приметой встречи неспокойных 1915-17 годов стала отправка подарков в действующую армию. Газета «Приднепровский край» от 30 декабря 1914 года: «В числе подарков, отправленных из Екатеринослава, находится 35 ящиков для солдатов 281-го Новомосковского полка» от преподавателей и учеников 2-го Реального училища. Подарки включали в себя чай, сахар, почтовую бумагу с конвертами, карандаш, леденцы, нитки, иголки, мыло, ложку, кисет с табаком, спичками и кресало, и «письмецо солдатику с разными пожеланиями». Кроме того, отправляли теплые перчатки, теплые жилеты, башлыки, теплые рубахи, и даже сало.
Октябрьская революция 1917 года и последующее установление Советской власти произвели значительные изменения в формате празднования Новогоднего праздника. Во-первых, учитывая антирелигиозный курс большевистских властей, значение праздника Рождества постепенно снижалось, а Новый Год фактически превратился в главный «неполитический» праздник года. Во-вторых, репрессии коснулись главного символа новогодних празднований. Елку на общественных мероприятиях даже запретили, считая это «пережитком прошлого». Только в 1930 году власти вновь разрешили устанавливать дерево на Новый год, но с небольшим дополнением – теперь верхушку ели должна была увенчивать красная звезда.
С 1930-х годов Новый год стал едва ли не самым любимым народным праздником. В 1930-50-х годах активно развивалась традиция коллективных празднеств вечером 31 декабря, устраивавшихся во Дворцах культуры и клубах. Ель считалась здесь главным элементом. Для этой цели подбирали внушительных размеров натуральные деревья. Почти полвека, с 1940-х и до конца 1980-х годов, местные газеты целую неделю перед праздником на последней странице печатали «правила пожарной безопасности при устройстве и проведении новогодней ёлки». В 1945 году «Днепровская правда» от 29 декабря указывала, что «места устройства новогодних ёлок в клубах, театрах, дворцах пионеров, школах, дошкольных учреждениях и т.п. должны быть обязательно согласованы с местными органами пожарной охраны НКВД». 27 декабря 1955 года «Днепровская правда» сообщала: елку можно было устанавливать в общественных местах «не выше 2-го этажа и при наличии не менее 2-х выходов из помещения, где устанавливается ёлка».
Это была эпоха Новогодних балов, отраженная в кинокомедии «Карнавальная ночь» (1956). В Днепропетровске местами балов служили лучшие театрально-концертные здания города. Например, 31 декабря 1950 года в театрах имени Шевченко и имени Горького проводился «Большой Новогодний бал», вход начинался в 23 часа. С 1960-х годов традиция проведения Новогодних балов в театрах и Дворцах культуры постепенно угасает. В 1970-80-х годах они перепрофилируются в основном на новогодние утренники для детей. Возникает традиция устраивать «главную елку» города на открытом пространстве. Найти натуральное дерево, видное на расстоянии нескольких кварталов, сложно. Возникла технология: главную ель высотой около 25 метров мастерили из веток, нанизанных на металлический каркас, вращающийся вокруг оси. С 1970-х годов декорированные елки стали устанавливать на главных аллеях городских парков – им. Чкалова, Шевченко, Хмельницкого, Гагарина, Дубинина, Севастопольского и др.
Традиция располагать «главную ель» в центре города пришла, как ни странно, в советский период, прошедший под лозунгами борьбы с «пережитками прошлого». Сохранилось не очень много информации о порядке празднования «главной ёлки» Днепропетровска в 1960-80-х годах. В начале 1960-х годов она ежегодно устанавливалась на площади Ленина (сейчас пл. Героев Майдана). Во второй половине 1970-х годов ёлку перенесли в парк им. Чкалова. Газета «Днепр вечерний» 1 января 1981 года сообщала: «Первый новогодний праздник – открытие главной ёлки города – состоялся в парке имени Чкалова». Традиция быстро укоренилась. 28 декабря 1985 года «Днепр вечерний» рекламировал «встречи в «новогоднем городке», который, по традиции, сооружен в парке культуры и отдыха имени Чкалова. Здесь состоится 30 декабря в 17.00 городской новогодний праздник «Ёлка-86».
За сорок лет сценарий «главной ёлки» кардинально не изменился. За несколько дней до Нового Года ель в парке торжественно открывал городской голова; она возвышалась примерно две недели, до середины января. Это сборное сооружение высотой около 25 метров, сделанное из 12 тысяч еловых и сосновых веток, украшенное сотнями игрушек и гирляндами.
Как видим, традиция «главной ёлки» в Днепре насчитывает около полувека. Выйдя за пределы театров и Дворцов культуры, натуральная зеленая красавица сменилась «сборным деревом». Сейчас мир переходит на искусственные ёлки – так и дешевле, и практичнее. Независимо от материалов, этот броский символ Нового Года в обозримом будущем точно не исчезнет.
Подготовлено сообществом «Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка Максима Кавуна
и Днепровского городского сайта