Киберопасность: что может поджидать ребенка в Интернете

Сегодня представить нашу жизнь без Интернета невозможно. Во Всемирной сети работают, общаются, учатся, она заменяет кинотеатр и книги. Но здесь также таится и немало опасностей: мошенничество, обман, дезинформация. И если взрослому человеку самостоятельно разобраться во всех нюансах – можно, то ребенку сделать это трудно. Задача взрослых – защитить свое чадо от возможного общения с преступниками в Интернете.

ФОТО И РАЗГОВОРЫ

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

Для многих детей Всемирная сеть стала лучшим другом. Тут не только можно выучить уроки, поговорить с друзьями, найти новых собеседников и поделиться фотографиями или написать все, что угодно, на своей странице в Социальной сети и получить за это массу таких важных для ребенка поощрений – лайков. Согласно различным опросам ГО «Ла Страда-Украина» каждый пятый ребенок сталкивается с кибербуллингом в Сети, когда о нем пишут неправдивую информацию, обзывают, унижают и запугивают. Четверть школьников страдает от выманивания денег и сталкивается с обманом и мошенничеством. Более 5% детей знакомились в Интернете и после ходили на встречи с собеседниками. В итоге, «свидания» приносили им разочарование. Помимо этого, здесь дети сталкиваются с такими неприятными ситуациями, как похищение личных данных, секстинг. Полученная в «паутине» информация подталкивает детей к самоуничтожению и насилию. За прошедший год за поддержкой и советом на Национальную детскую горячую линию обратились более 18 тыс. детей. Их звонки касались насилия, буллинга и жестокого обращения в Сети.

Сталкиваясь с неприятностями в Интернете, дети не всегда говорят об этом родителям. И это, по мнению психологов, очень плохо. Однако причина не всегда в плохих отношениях родителей и детей. «Родителей зачастую интересует – поел ли их ребенок, тепло ли одет, как дела в школе и как самочувствие, но их не волнует, в каких соцсетях и мессенджерах сидит их чадо. Более того, они часто пребывают в различных информационных пространствах и не понимают, как работает та или иная соцсеть. Некоторые дети не обращаются за помощью к родителям, потому что считают, что взрослые не поймут всего алгоритма Сети. Часть из детей боится признаться, потому что не хотят скандала и криков отца и матери», – говорит психолог Вита Косых. Она рекомендует родителям не только изучать, как работают соцсети, но и общаться с ребенком, рассказывая ему о возможных опасностях.

«Когда у детей возникают неприятности, они могут паниковать, нервничать, их поведение меняется – могут стать слишком агрессивными и нервными, либо на­оборот, тихими и плаксивыми. Даже если ребенок будет молчать, родители все равно могут догадаться по его поведению, что что-то случилось», – утверждает Вита Косых. Понять же, что ребенок с кем-то познакомился в Интернете – сложнее. Особенно, если новый «друг» просит сохранить их общение в тайне и не говорить родителям. «Нужно беседовать с детьми и, по возможности, проверять круг их общения. Следует рассказывать чаду про опасности таких знакомств, обмен фотографиями, высылку средств в «долг» или в качестве помощи», – отметила психолог.

«ГОРЯЧАЯ» ПОМОЩЬ

В патрульной полиции советуют установить специальное программное обеспечение, которое будет фильтровать сайты с нежелательным содержанием, а самим родителям нужно следить за тем, какую личную информацию и какие фотографии ребенок выкладывает на своей страничке в Соцсети. Надо регулярно проводить беседы с чадом на тему, что можно и что нельзя выкладывать в Соцсети, сообщать новым знакомым и предупреждать, какие опасности могут поджидать ребенка на просторах Интернета.

В учебных учреждениях Днепра действует программа «Школьный полицейский», когда патрульный приходит в класс и рассказывает детям про ПДД, буллинг и кибербезопасность. В Украине появилась Правительственная консультационная линия по вопросам безопасности детей в Интернете. Она создана для того, чтобы дети и взрослые могли больше узнать об опасностях, которые могут поджидать их в Интернет-пространстве и правильно на них реагировать. Также, позвонив на линию, взрослые могут получить техническую консультацию, как настроить приложения и программы, которые используют дети. Специалисты работают круглосуточно. Телефон горячей линии с мобильного 1545 (далее нажать * и выбрать цифру 3). Дети и взрослые также могут обратиться на горячую линию ГО «Ла Страда-Украина» на номер 0 (800) 500-225 или 116 -111 с мобильного, где их проконсультируют и помогут разобраться в ситуации.

ТАМАРА БЕЛКИНА

фото: pixabay

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!