Машины в истории Днепра: от извозчика до «маршрутки» (Фото)

Глядя на улицы и проспекты Днепра, буквально «забитые» автомобилями различных марок, трудно представить, что лет двести назад добраться по нужному адресу можно было лишь на извозчике – под мерный цокот лошадиных копыт и понукания возницы. Впрочем, время не стояло на месте: менялись не только нравы, но и средства передвижения.

«Ваньки» и «ломовики»

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

Возницами чаще всего были крестьяне, подавшиеся в город в поисках заработка. Они по 16-19 часов не выпускали вожжи из рук. Зачастую работали на износ – без выходных, отпуска и медицинской помощи. В зависимости от качества предоставляемых услуг, извозчики делились на «ванек», «голубчиков» и «лихачей». Экипажи «ванек», запряженные одной лошадью (одноконки), были наиболее востребованы, несмотря на сомнительную чистоту и то, что в них сильно трясло. Об оплате договаривались во время поездки. За
15 минут пассажир платил 15 копеек: цена, по тем временам, достаточно высокая. Ночной тариф был в полтора раза выше. Более чистые «голубчики» с парой лошадей и элита того времени – «лихачи» разъезжали, в основном, по центру Екатеринослава, предпочитая «парковки» возле ресторанов. Кого попало – не возили: толщину кошелька потенциального клиента определяли по одежде. Перевозкой грузов занимались «ломовики». Местом их традиционной стоянки была Иорданская площадь, находившаяся «в границах» нынешних улиц Мономаха (Московской), Владимира Великого (Плеханова) и Коцюбинского, по соседству с множеством лесопилок. Заправляла грузоперевозками «Биржа извозчиков», которая размещалась в здании на углу Екатерининского проспекта и ул. Садовой (пр. Яворницкого и ул. Фабра).

Напугали извозчиков

В конце ХІХ века в Екатеринославе появились пароконные трамваи, двигательной силой которых также были лошади. В отличие от «ванек» и прочих транспортных средств, они не вытрясали из пассажиров душу. К тому же стоимость проезда была значительно дешевле. В вагоне спиной друг к другу размещались 12 человек. Пароконка не только «отбирала» клиентов, но и предоставляла более комфортные условия работы. Это пугало и, в прямом смысле слова, выбивало извозчиков из колеи. Неудивительно, что многие стремились пересесть из экипажа на трамвай, облачиться в новенькую форму и отдыхать по выходным. К слову, пароконный трамвай курсировал только по центру города. Добираться сюда с городских окраин было по-прежнему сложно. Пользоваться конкой не позволяла «крутизна» Соборной горы.

Вокзал – Соборная

Требования стремительно развивающегося Екатеринослава подтолкнули к созданию трамвая, работающего на электричестве. Наш город стал третьим в Российской империи и вторым на территории современной Украины, в котором появилось это чудо техники. Первая линия «Вокзал – Соборная», протяженностью 6078 м, была открыта 14 (26) июня 1897 года. Торжественная церемония собрала толпы любопытствующего народа. Присутствовала вся городская знать, в том числе – чиновники во главе с губернатором Батюшковым. После того как на трамвайной станции была перерезана ленточка, первый из шес­ти зеленых вагончиков, украшенных разноцветными флажками, шарами и лентами, под звуки оркестра отправился по маршруту. Кроме основной линии «Вокзал – Соборная», были еще две: «Вокзал – Иорданская» и «Пристань – Базарная». Трамваи двигались с интервалом 15 минут. Стоит отметить, что на них, как и сейчас, размещали рекламу. Например, часов, магазинов кожгалантереи, граммофонов, продуктов питания и фотоателье.

Омнибусом – до Новомосковска

Время шло, и «в подкрепление» к трамваю в Екатеринославе в начале ХХ века появились первые автомобили. Их счастливыми обладателями стали самые известные и богатые семьи города – Родзянко, Толстиковых, Кузьмицких, Миклашевских, Каттавоза, Камбье. Свои «колеса» они использовали для передвижения и спортивных занятий. В феврале 1908 года по инициативе одного из уважаемых горожан, дворянина Андрея Миклашевского, открыли автосообщение между Екатеринославом и Новомосковском. В качестве «маршрутки» использовали омнибус вместимостью 9 человек. Билет стоил 1 рубль 25 копеек и обеспечивал доставку в одну сторону за 55 минут. Рейсы были ежедневными: из Екатеринослава омнибус отправлялся в 8 утра и возвращался в 2 часа того же дня. Автобусную станцию Миклашевский разместил в собственном дворе, пополнив «автопарк» 20-местной машиной. Летом этого же года к перевозкам присоединились еще три владельца автомобилей.

Полина Дмитриева,

фото из открытых Интернет-источников

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!