Назад в прошлое: как Днепр боролся со смертельными заболеваниями
Во все времена люди и болезни были неотделимы друг от друга. Жители нашего города, всей Екатеринославской губернии не раз становились жертвами масштабных эпидемий. Им пытались противостоять всеми возможными способами и средствами.
«Нашествие» холеры
«Болезни преследовали жителей Екатеринослава на протяжении всей его истории. Документально зафиксировано, что город пережил несколько эпидемий холеры и тифа, причем не только в XIX веке, но и в начале ХХ. Холера была тесно связана с отсутствием налаженного водоснабжения и недостаточным очищением воды. Первый водопровод появился в Екатеринославе в 1869 году. До этого город постоянно «конфликтовал» с Днепром. Береговая линия была заболочена, сам берег – занят лесопилками, лесными складами, мелкими заводами, а то и свалками. Население пользовалось колодезной, дурно пахнущей водой с полчищами бактерий. Речка Половица во время ливней «разливалась» по центру города бурными потоками зловонной жижи. Имел значение и внешний фактор: отсюда – неблагоприятная эпидемическая ситуация, способствующая возникновению заболеваний», – говорит кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского национального исторического музея им. Д. И. Яворницкого Максим Кавун.
Первая вспышка холеры в городе наблюдалась в 1831 году. Вторая, перешедшая в статус эпидемии, возникла во второй половине 1848 года и бушевала до лета 1849-го. Екатеринослав «осаждали» беженцы из уездов и пригородных районов губернии. Количество больных холерой росло в геометрической прогрессии. При этом основным медицинским учреждением были «Екатеринославские Богоугодные заведения», основанные в 1798 году (ныне областная больница им. Мечникова) – «капля в море» для населения.
«В 1848 году был создан особый комитет по борьбе с холерой. Одним из его активных членов и попечителем 1-й части (района) Екатеринослава был назначен городской голова Иван Ловягин, отличавшийся благотворительностью. В январе 1849 года было решено продать с торгов здания Богоугодных заведений, которые невозможно было содержать за городской счет, – отмечает историк. – Ловягин направил губернатору записку с просьбой позволить ему заплатить свои 500 рублей, «…чтобы все эти строения оставались навсегда на пользу общую и единственно для помещения и призрения бедных, престарелых, больных и увечных жителей города Екатеринослава». В результате, здания Богоугодных заведений остались в собственности города. Кроме того, он оплачивал ремонты зданий, приобретение нар, тюфяков, подушек, тачек, повозок и лошадей; нанимал прислугу и, опять же, за свой счет хоронил многих умерших». Детальных сведений о заболевших и умерших в этот период эпидемии нет, тем не менее, в истории остались имена самых известных жертв холеры – Федора Дупленко, возглавлявшего город в 1830-1833 годах, и главного садовника Екатеринослава Адама Гуммеля.
Какое-то время холера свирепствовала в губернии, обходя Екатеринослав стороной, зато, параллельно с цингой, «с избытком» напомнила о себе летом 1866 года. В конце июня, в пик эпидемии, число заболевших достигло 1137 человек, 249 из них умерли – огромная цифра для того времени. Следующие вспышки холеры пришлись на 1910, 1915 и 1922 годы.
«Испанка» и тиф
В сентябре 1918 года вместе с немецкими оккупационными войсками, переброшенными с запада, на территорию, подконтрольную гетману Украинской державы Скоропадскому, пришла испанская инфлюэнца, в народе – просто «испанка». Врачи признали ее быстро распространяющейся инфекционной болезнью, требующей изоляции больных и дезинфекции помещений. Успех борьбы с ней зависел от проведения местными властями противоэпидемических мероприятий. В соответствии с министерскими директивами, исполнительными органами существовавших на то время санитарных советов были санитарные бюро. В Екатеринославской губернии бюро возглавлял Н. Степанов. Параллельно были задействованы австро-венгерские санитарные структуры, размещенные в Екатеринославе. Их целью было проведение профилактики болезни в войсках, но и в помощи гражданскому населению они не отказывали. Местные власти приостановили учебный процесс в учреждениях образования, запретили проведение любых массовых мероприятий. Еврейская община Екатеринослава, параллельно с дежурством врачей, организованном городской управой, наладила лечение беднейших слоев населения. Для этого с начала октября были определены участки, где помощь больным «испанкой» оказывалась бесплатно. Также земские врачи выезжали в глухие села. В местной прессе писали: «В Екатеринославском уезде «испанка» приобретает чрезвычайные размеры. Умирает очень много людей». Особенностью болезни было то, что она поражала, в основном, физически крепких людей в возрасте от 20 до 40 лет.
Еще одним тяжелым испытанием стала заболеваемость тифом. События 1917 года Екатеринослав, называемый «Новой Америкой» и центром буржуазной культуры посреди степей, встретил спокойно. Но уже к 1919 году из-за бесконечных переходов города из рук в руки половина населения разбежалась по окрестным селам, «сократившись» с 220 тысяч до 120. Некогда крупнейший промышленный центр стал «полумертвым», частично разрушенным и ограбленным городом, получившим в наследство от деникинцев и махновцев тысячи тифозных больных. Ситуацию усугубил голод 1921 года. По неполным данным, до 1922 года сыпным и возвратным тифом переболело 20% населения. В 1922 году тиф присоединился к уже «гуляющей» холере: сыпняком болело 18 тысяч человек, возвратным тифом – 35 тысяч, холерой – более 2 тысяч человек.
На переднем крае
В период эпидемии холеры 1873 – 1874 годов была сформирована Временная санитарно – исполнительная комиссия Екатеринославского городского самоуправления, которая контролировала бойни, очищение дворов и каналов от мусора, а также качество пищевых продуктов. В январе 1879 года Городская дума приняла постановление о создании Постоянной санитарно-исполнительной комиссии города, утвердила ее правомочность и «озадачила» надзором за санитарным состоянием города и здравоохранением населения. В феврале того же года дума утвердила создание Санитарного комитета в составе председателя, двух членов комитета и пяти санитаров. Город разделили на четыре части, закрепив за каждой одного санитарного смотрителя, пять санитаров и пять лошадей с извозчиками. Еще один санитар был назначен для присмотра за базаром и бойней. С этого момента Городская дума была постоянно в курсе всех вопросов, связанных с санитарным состоянием города. И все же особая роль в этой работе принадлежала врачам – Василию Скрыльникову, Адольфу Кнотте, Григорию Пудеру, Александру Яворскому, Василию Лукомскому, Василию Довгополову, Леониду Ребинину, Павлу Бойченко и другим.
14 декабря 1896 года комиссия Управы предложила губернскому земскому собранию создать при Управе медико-санитарное бюро, определила программу его деятельности и составила смету расходов по содержанию. Все документы были утверждены единогласно. Следующим важным шагом в организации губернской санитарной службы стал VII съезд земских врачей и представителей земств, проходивший в сентябре – октябре 1897 года. К съезду были подготовлены Проект земской врачебно-санитарной организации губернии и Проект обязательных санитарных постановлений для жителей всех сословий. Их принятие устанавливало надзор над санитарным состоянием губернии «через учреждение организации, в которой исполнителем надзора имеют быть участковые врачи, санитарные врачи, санитарные попечители». В 1898 году впервые в смету губернского земства внесли расходы на содержание санитарного врача, делопроизводителя, счетчика и на издание «Врачебной санитарной хроники губернии». В уездах санитарной работой продолжали заниматься общественные медико – санитарные советы. В сентябре 1900 года VIII губернский съезд врачей обратился к земскому собранию с ходатайством об учреждении за губернский счет института санитарных врачей, но собрание его отклонило. На протяжении 1901 года был разработан «Проект основных положений деятельности института санитарно-эпидемиологических врачей в связи с правилами участия Екатеринославского губернского земства в борьбе с эпидемиями». Вместе с заключением Управы он был представлен и принят на очередной 36-й сессии, проходившей в Екатеринославе 1-14 декабря (по новому стилю 14-27 декабря) 1901 года. Таким образом была основана государственная санитарно-эпидемическая организация Екатеринославской губернии (Днепропетровской области).
Полина Дмитриева,
фото из открытых источников