Не откладывайте на завтра: жителям Днепра дали полезные советы
Все мы с детства помним фразу: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Однако зачастую этой золотой истины недостаточно для рационального распределения времени. «Вісті» расскажут жителям Днепра, какие полезные привычки нужно приобрести и каких правил придерживаться на пути к достижению максимальной продуктивности труда.
Подводные камни
«В основе каждого провала лежат действия без плана» – так говорится в одной из книг о тайм-менеджменте – технологии организации времени и повышения эффективности его использования.
Представим, что вы работаете в офисе или на производстве, где деятельность сотрудника на виду. Согласитесь, что мотивация делать всю работу вовремя чаще всего просто железная. Иначе – замечание, выговор или штраф. А если вы – фрилансер или удаленный сотрудник… Распространенный стереотип, что это мечта каждого офисного работника. Но не все задумываются о подводных камнях такого формата труда.
Наглядный пример – история Ивана Гаврилова (фамилия изменена) из Днепра. После получения образования, он несколько месяцев работал веб-дизайнером в крупной компании – с 9.00 до 18.00, пять дней в неделю. Добираться в офис нужно было двумя маршрутками в течение двух часов. Транспорт всегда был переполненный, ехать зачастую приходилось стоя. И к началу рабочего дня Иван уже чувствовал себя уставшим. Арендовать квартиру поближе к офису или купить машину на тот момент парень не мог. Искать новую компанию не имело смысла, так как зарплата – хорошая. В итоге, Гаврилов договорился с руководством о выполнении тех же функций, но дистанционно. Радости не было предела, ведь теперь появляться в офисе он должен был всего раз в неделю, и то не утром. Но в первый же домашний трудовой день он столкнулся с тем, что самостоятельно организовать свой рабочий процесс у него не получалось.
Опыт Дарвина
Гаврилов как обычно встал в 6.00 и, осознав, как много еще осталось времени до начала рабочего дня, выгулял собаку, а потом решил немного поиграть в любимую компьютерную игру. Занятие настолько увлекло, что «очнулся» аж в 10.00. Затем позавтракал. Проект нужно было сдавать в пятницу и ему казалось, что впереди еще так много времени – целая рабочая неделя… Когда позвонила подруга, веб-дизайнер без зазрений совести проговорил с ней целый час. Потом оказалось, что дома нет нужных продуктов, поэтому Иван сходил в магазин. После обеда, в 15.00, он только начал работать. А уже через три часа была договоренность о встрече с другом. Иван понимал, насколько мало успел за день, но был уверен – наверстает. В похожем режиме прошли вторник и среда. К вечеру четверга Гаврилов осознал, что успел выполнить лишь 50% проекта. После чего была бессонная ночь за компьютером и отчаянные попытки успеть все в срок. Как результат, множество допущенных ошибок, возврат проекта на доработку и угроза увольнения.
В выходные Иван изучал информацию о том, как самостоятельно планировать рабочий день. Он нашел множество систем тайм-менеджмента разных авторов. Но, начав поочередно их применять, понял простую истину: не существует единой концепции, которая безоговорочно подойдет каждому. Например, во многих статьях описывается опыт рационального распределения времени ученого Чарльза Дарвина: утром он совершал прогулку, завтракал и начинал работать в 8.00. За день – еще два коротких променада и непродолжительный сон после обеда. Всего, не учитывая ответы на письма в перерывах, было около четырех рабочих часов. Существуют исследования, подтверждающие, что мозг человека способен на продуктивную работу только в течение этого времени. И хотя Дарвин не трудился восьмичасовой рабочий день, стал всемирно известным ученым и написал много книг.
Иван понимал, что пока не может настолько сократить свой рабочий день. Но главную мысль уловил: при большей концентрации, а также абстрагировании от всего лишнего и отвлекающего он сможет научиться качественно исполнять привычный объем работы за меньшее время. Ведь его уже не отвлекали болтающие рядом сотрудники…
Гаврилов еще около месяца боролся с приступами прокрастинации (склонность откладывания важных дел). Изучал методы тайм-менеджмента. Когда смог отобрать самые приемлемые для себя приемы из разных источников и постепенно, терпеливо превратил их в свои привычки, сам удивился тому, насколько быстрее стал выполнять работу – без потери качества. А спустя еще несколько недель даже начал брать дополнительные проекты в других компаниях.
Правило 15 минут
Иван Гаврилов поделился с «Вістями» опробованными методами тайм-менеджмента:
- Каждое утро он встает в 6.00. (на сон – восемь часов). Делает зарядку, выгуливает собаку и завтракает. Уже в 8.00 – Иван за рабочим столом. Первые десять минут посвящает подробному планированию реализации частей проектов и установлению для них дедлайнов – крайних сроков выполнения. Основные пункты прописаны еще с вечера. Самые трудозатратные задания – на первую половину дня. На обед он выделяет около получаса, так как готовит еду заранее. Также в плане – десятиминутные перерывы каждые 2-3 часа, когда он выполняет несложные физические упражнения под любимую музыку.
- Все и всегда записывает. Не считает, что таким образом можно ухудшить свою память. Есть гораздо более интересные сферы жизни, в которых можно тренировать свой мозг, вместо запоминания каких-либо бытовых вопросов.
- Начиная работать, закрывает все кладки на компьютере, которые не нужны для проекта. Поначалу Иван пользовался компьютерной программой, которая ограничивает доступ к соцсетям на выбранный промежуток времени, так как ему очень мешала привычка постоянно проверять ленту новостей, а также отвечать на сообщения друзей, как только они приходят. Ведь в этом зачастую не было срочности. Оставляет только один «мессенджер», предназначенный исключительно для деловых переговоров. Такой подход требует самодисциплины, но только глубокое погружение в работу позволяет стать максимально продуктивным.
- Интернет на телефоне выключает, а звонки бывают редко. Кладет мобильный в выдвижной ящик стола или оставляет его в другой комнате. В научных статьях есть информация о том, что наличие телефона в поле зрения, даже в выключенном режиме, снижает когнитивные способности человека – память, внимание, концентрацию, аналитическое мышление…
- Перед каждым деловым звонком или встречей выписывает тезисы о целях беседы. Это помогает направлять разговор в нужное русло и не отвлекаться на посторонние темы.
- Также быть более продуктивным Ивану помог минимализм. На рабочем столе он оставил только нужные для трудовой деятельности предметы – ноутбук, ежедневник, ручку, маркеры, листочки для записей, стакан с водой или кофе. Это позволяет не рассеивать внимание на что-то еще. К примеру, раньше стояло в рамке фото с любимой девушкой, и он мог легко отвлечься на мысли о ней. Сократив выбор одежды, Гаврилов стал быстрее собираться на встречи. Веб-дизайнер вспомнил о том, что Стив Джобс почти всегда надевал черную водолазку и джинсы. Это не помешало одному из основателей корпорации Apple достичь успеха, даже учитывая тот факт, что он мог прийти на важную деловую встречу босиком.
- Гаврилов применяет самый действенный для него метод выхода из ситуации, когда сложно начать работу и просто лень что-либо делать. Это «правило пятнадцати минут» – нужно пообещать самому себе, что для начала поработаешь столь небольшой промежуток времени. А если будет совсем тяжело, то временно переключишься на что-то другое. Зачастую Иван за эти 15 минут легко втягивается в работу.
Екатерина Чередниченко,
фото pixabay