Новые горизонты днепровского художника Вячеслава Апета

Известный днепровский художник Вячеслав Апет недавно отметил свое 55-летие открытием в Художественном музее очередной персональной выставки. Те, кто знакомы с его творчеством, ожидали увидеть в экспозиции живопись, графику и немного эмалей — в последней технике Апет успел поработать лишь чуть больше года. Однако Вячеслав многих удивил — сделал выставку исключительно из эмальерных произведений, назвав ее лаконично — «А».

глазами ­зрителя

— Вячеслав, почему выбрали такое название?

— На своих работах небольшого формата я ставлю подпись в виде буквы «А». Кроме того, первая буква в алфавите символизирует первый шаг, начало. У меня в технике эмали абсолютно детский возраст, и я решил показать работы, сделанные во время первого шага, и самому посмотреть на них глазами зрителя, чтобы осознать, что получилось, что я умею, чего достиг.

— Вас знают как живо

писца и графика с ярко выраженным стилем. Переключившись на эмаль, не ушли от себя?

— Нет, от себя не ушел. Я такой зануда по жизни и то, что делаю в живописи и графике, продолжил делать и в эмали. Со слов эмальеров, а в Украине их не так много, — активно работающих около двух десятков, я что-то свое привнес в это направление. И мне это приятно.

— И что привнесли?

— Тот технический прием, которым пользуюсь в живописи, — много­слойность — я перенес и на эмаль. Хотя есть у меня работы, которые условно назвали эмаль-графика. Когда я выложил их в Интернете, кто-то из специалистов вообще решил, что это графическая работа.

— Чем эмаль отличается от других техник?

— Когда я работаю с холстом или листом бумаги, у нас получается диалог. А при работе над эмалью гораздо большая компания собирается: надо договариваться не только с плоскостью металла — стали, меди, серебра, не только с цветом эмали, но и с высокой температурой в печи и временем выпекания, потому что секунды могут очень многое решить: либо неожиданно улучшить работу, либо неожиданно испортить. Стоит еще сказать, что эта техника — сложная, дорогостоящая, изысканная и требует соответствующего оформления. Подача эмали, чтобы зритель ее воспринял должным образом, занимает очень много времени. Это отдельный творческий процесс.

ПОЛЕНИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ

— В связи с юбилеем подводите ли итоги творчества?

— Юбилей — это повод себя настроить на какой-то следующий шаг, задуматься о том, что делать дальше…

— Задумались?

— Задумываюсь. Вот с вами стою и задумываюсь (улыбается). Это процесс перманентный, поэтому сказать, что я в какой-то момент решил делать то или то, нельзя. Если говорить о планах, то в этом году должна состояться моя выставка в Национальном музее декоративного искусства в Киеве — меня туда пригласили с эмалями.

— Наверняка, на Вашем пути случались и творческие кризисы, когда Вы не понимали, что делать дальше. Как выходили из них?

— Ничегонеделанье бывает прекрасным отдыхом. Мы, художники, люди, занимающиеся творчеством, не имеем обычного рабочего дня, то есть можем работать ночью, вечером, рано утром, без выходных и отпуска, как у нормальных людей. Поэтому иногда полезно дать себе полноценный отдых. А самый лучший отдых — просто ничего не делать, полениться.

— Но лень может и затянуть…

— Нет, полениться в хорошем смысле этого слова. Есть лень как боязнь чего-то нового, необычного или сложного, а есть лень как медитация — приятная и благотворная. Надо вдохнуть-выдохнуть, раз, десять раз, а потом снова что-то пытаться делать. Сейчас диапазон технических материалов для художников огромен, поэтому можно пробовать себя в новых техниках. Возможно, следующий мой этап будет скульптура или еще что-нибудь необычное.

НАТАЛИЯ РЕКУНЕНКО


Метки: , , , , , ,