Жители Днепра становятся «жертвами» продавцов
В редакцию «Вістей» обратилась жительница Днепра, которая стала «жертвой» продавцов некачественной обуви. Оказалось, что вернуть некачественный товар и получить обратно свои средства не так уж и легко. Как добиться справедливости и в будущем снова не попасться на горе-продавцов – узнавали «Вісті».
Ботинки прослужили 10 дней
Виктория в начале октября купила в одном из торговых комплексов черные кожаные демисезонные ботинки за 1850 грн. Девушка надеялась, что они прослужат долго, однако после того, как поносила их буквально две недели, обувь испортилась – на каблуке появилась трещина.
«Я начала замечать, что мне стало неудобно ходить, каблук «отъезжал» назад. Осмотрев ботинки, я увидела на одном из них трещину», – вспоминает Виктория и добавляет, что сразу после этого она упаковала обувь в коробку и отправилась возвращать некачественный товар. К слову, при покупке чек Виктории не дали, а в коробке не было гарантийного талона, была лишь памятка, на которой указано, что срок гарантии составляет 30 дней. Кроме того, также отсутствовала информация про товар и производителя.
К большому удивлению девушки продавцы сразу же приняли товар обратно, сознавшись, что подобные случаи уже встречались. Они просмотрели журнал и подтвердили, что ботинки были куплены 12 октября ( возврат был сделан 8 ноября. – Прим. ред.).
«Попалась некачественная партия обуви», – сетовали продавцы и предложили Виктории обмен, то есть выбрать понравившуюся пару обуви, и 100 грн моральной компенсации. Наша героиня побоялась «наступать на те же грабли» и попросила вернуть деньги. Продавцы ответили, что на данный момент не имеют такой суммы (это было утро. – Прим. ред.) и предложили сбросить деньги на карту. Виктория попросила написать расписку о том, что обувь она вернула, и указать сумму, которую ей должны. Продавцы беспрекословно выполнили требование покупателя и пообещали, что не будут затягивать с возвратом. На следующий день девушка получила уведомление о зачислении на ее карту 1600 грн. Вскоре пришло сообщение от некой Марины, что это возврат за обувь, а 250 грн – налог на зарплату продавцу, который якобы должна оплатить наша героиня и, соответственно та сумма, которую ей не додали. Виктория перезвонила по номеру, с которого пришло сообщение. Женщина представилась «хозяйкой» и сообщила, что никакие 250 грн никто доплачивать не будет. «Вы проходили в наших ботинках две недели», – возмущалась она. На что Виктория ответила: «Я купила обувь, чтобы ее носить и не рассчитывала на то, что она окажется некачественной».
Конечно, 250 грн – сумма небольшая, и девушка успокаивала себя тем, что хоть большую часть ей вернули. «Вісті» решили разобраться, правильно ли поступили продавцы, как защитить свои права покупателю и в будущем избежать подобных неприятных ситуаций.
Требовать чек
Как рассказали журналисту «Вістей» в управлении защиты прав потребителей Главного управления Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области, человек всегда должен быть грамотным и защищенным потребителем. К сожалению, мы вспоминаем об этом, когда ситуация с некачественным товаром уже произошла. Именно так случилось с Викторией.
«Самый главный совет потребителям – всегда нужно требовать и потом сохранять документы, подтверждающие факт покупки-продажи товара. Не имея чека, граждане сознательно лишают себя права на государственную защиту», – отметила заместитель начальника Главного управления Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области Марина Чередниченко. Об этом говорится и в Законе Украины «О защите прав потребителей» – все требования потребителя рассматриваются после предъявления им расчетного документа. С такими доказательствами у вас больше шансов на успех в отстаивании своих прав.
Но все мы знаем, что на рынке, например, продавцы редко выдают чеки, да и то лишь по просьбе самого покупателя. «Если продукты или непродовольственные товары приобретаются на рынке, потребитель имеет право требовать от продавца товарный чек, которые свидетельствует о факте покупки. В нем должны быть указаны: наименование субъекта хозяйствования, ряд и номер торгового места на рынке, наименование товара, его цена, дата продажи, фамилия и инициалы продавца, его подпись», – добавила Марина Чередниченко.
Что касается приобретения некачественной обуви, как произошло в случае с Викторией, в управлении защиты прав потребителей дали такие советы:
- Первый шаг при возникновении конфликта между потребителем и продавцом товаров или услуг – это переговоры, попытка решить проблему мирным путем.
- Второй – необходимо изложить свои требования в письменной форме с ссылкой на законодательные акты. С заявлением нужно обязательно предоставить копии расчетных документов.
Как свидетельствует опыт, утверждают в управлении, большинство продавцов удовлетворяют законные права потребителя. Но если в результате проведения мирных переговоров стороны не пришли к разрешению конфликта, пострадавшая сторона имеет право обратиться в управление защиты прав потребителей Главного управления Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области по адресу: ул. Философская, 39а, г. Днепр, номер телефона: (068) 658-80-99.
Стоит отметить, что в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» отсутствие чека не лишает покупателя права вернуть деньги за некачественный товар. Однако он должен будет доказать продавцу, что обувь приобретена именно в этом магазине. Доказательством могут служить, например, коробка или выписка из банка, если оплата производилась банковской картой. Если этого нет, используются свидетельские показания. В таком случае при обращении к продавцу необходимо указать, при каких обстоятельствах покупатель приобретал товар: в какой день, примерное время, какие свидетели у него есть.
Помните, многих неприятностей можно избежать, если более внимательно рассматривать обувь перед покупкой. Нужно проверить упругость жесткого задника, ровность строчек, наличие морщин, складок, разрывов, пятен на материале верха и подкладки, правильность линии заднего шва, оценить соответствие выбранной пары по материалу, цвету и отделке. Чтобы обувь служила максимально долго, соблюдайте рекомендации по уходу, используйте ее по сезону и назначению. И еще один совет: надежнее покупать у хорошого, проверенного производителя.
И. Е. Любарский, начальник Правобережного днепровского бюро правовой помощи:
– Согласно ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение доступной, достоверной информации о продукции, которую приобретает. Это наименование и характеристики товара, дата изготовления, гарантийные обязательства производителя, его местонахождение. Исходя из вышеизложенных норм законодательства, следует считать, что в ситуации, которая произошла с жительницей Днепра Викторией, имеет место грубое нарушение Закона Украины «О защите прав потребителей» в виде отказа ему в реализации его права, закрепленного в статье 8 Закона Украины «О защите прав потребителей».
Наталия Руда, фото pixabay