Поисковики из Днепропетровщины вернули из небытия «летающий танк» Ил-2

«Охотники» за металлом обнаружили в районе города Долинская Кировоградской области фрагменты советского штурмовика Ил-2 времен Второй мировой войны. Дальнейшие исследования показали, что самолет был сбит артиллерийским огнем противника в декабре 1943 года и пролежал  в земле почти 77 лет. Более подробно об этом «Вістям» рассказал руководитель историко-поисковой организации «Поиск – Днепр» ВОО «Союз «Народная память» Анатолий Золотарев.

Начало работ

По словам Анатолия Золотарева, место, где был найден самолет, – это бывшая территория заброшенного дачного участка, поросшая кустарником и деревьями. Любители «сбора металлолома» периодически копают здесь землю в надежде чем-нибудь поживиться. Так было и в конце апреля 2020 года. «При раскопках они обнаружили не только то, что осталось от штурмовика, но и снаряды. Хорошо, что им хватило сообразительности вызвать представителей МЧС, которые  благополучно забрали опасную находку. Спустя время, «землекопы», уверенные в том, что металл остался на месте, вновь взялись за лопаты, – рассказывает Анатолий Золотарев. – Об этом узнал житель Долинской Александр Иванов, выкупил два фрагмента и обратился в нашу организацию с просьбой помочь поднять самолет. Для нас проблема  состояла в том, что все разрешительные документы были выданы для проведения работ в Днепропетровской области, а Долинская находится в Кировоградской. Для начала мы выехали на разведку. На месте, где копали,  обнаружили яму, разбросанные куски обгоревшего алюминия и человеческие останки. Получив официальное разрешение, приступили к раскопкам. Извлекли более тысячи обломков размером 10х15 см и мельче. По свидетельствам очевидцев, более крупные фрагменты самолета забрали военные, побывавшие здесь в 50-е годы. Тогда реализовывалась общегосударственная программа по сбору вооружения, оставшегося после окончания войны. Кое-что досталось и местным жителям: часть самолета просто торчала из земли и люди сняли с него все, что могли – вплоть до резины, из которой шили калоши. Алюминий использовали для различных хозяйственных нужд. Не исключено, что часть останков членов экипажа «прихоронили» сразу после войны. Также нам рассказывали, что один летчик якобы выпал из кабины и его подобрали немцы, но документально это нигде не зафиксировано».

Сборная команда

Начиная с 17 июня, раскопки продолжались в течение пяти дней. Из земли достали абсолютно все, что имело отношение к воздушной трагедии, завершившейся падением Ил-2 и гибелью людей. «Сменяясь, работали порядка 20 человек – поисковиков из Днепра, Кривого Рога, Желтых Вод и Киева. Большую помощь оказали власти Долинской – предоставили трактор, что было очень кстати из-за зарослей и сложного грунта: пришлось снимать верхний слой. Мы полностью отработали огромную территорию, буквально просеяли весь грунт, выбрали мельчайшие кусочки, косточки, – подчеркивает руководитель организации «Поиск – Днепр». – Во всех без исключения поисковых экспедициях, касающихся Второй мировой войны, принимает участие четвероногий член команды, мой ягд-терьер Мона. Благодаря острому чутью охотника, она с легкостью научилась реагировать на сигналы металлоискателя и сама начинает рыть землю там, где нужно».

Герои-летчики

Благодаря фрагментам, выкупленным у «металлис­тов» Александром Ивановым, историкам удалось выяснить дату гибели боевой машины и идентифицировать останки членов экипажа. «На одном из фрагментов, оказавшихся частью двигателя самолета, был указан его индивидуальный номер: с него и начались архивные поиски. Нам помогал Борис Давыдов, лучший поисковик по самолетам на постсоветском пространстве. Понадобилось сотрудничество с российскими архивами, так как вся документация хранится именно там, – продолжает рассказывать Анатолий Золотарев. – Благодаря Давыдову, мы уже через 4 дня точно знали, какой именно самолет не вернулся с боевого задания на место дислокации, когда был сбит и кто в нем находился. Все данные официально подтверждены документами. Командовал экипажем лейтенант, он же – командир эскадрильи 800-го штурмового авиационного полка, Григорий Родионович Фроленко, 1921 года рождения. На момент гибели ему было всего 22 года.  Боевые заслуги Фроленко при жизни отметили награждением орденами Красной Звезды и Боевого Красного Знамени. Рядом с ним в кабине Ил-2 был борт-стрелок, старшина Иван Семенович Качанов, 1922 года рождения, который также имел награду – орден Оте­чественной войны І степени. После того, как были установлены личности летчиков, начались поиски их родственников. Стало известно, что в 2011 году кто-то искал Фроленко, вернее, – его могилу. Информацию об этом мы нашли на сайте, которого, к сожалению, сейчас уже нет, поэтому пытаемся использовать для поиска социальные сети. В октябре, ко Дню освобождения Украины от фашистских захватчиков, проведем церемонию перезахоронения останков  Григория Фроленко и Ивана Качанова. Возможно, к этому времени родственники найдутся. Если нет, продолжим искать».

Полина Дмитриева