Поющая душа актёра
Портрет… Портрет актёра… Чтобы написать его, художник берёт кисти и краски и, вдохновлённый идеей, начинает творить: наносит мазки, отдельные штрихи, затем тона и полутона. И в итоге получается законченное произведение. А вот у писателя имеется только перо и чернила. Но его слова, которые он наносит на чистый лист бумаги, – это и есть те самые краски, благодаря которым и создаётся литературный образ.
Много пишут о знаменитостях, о народных и заслуженных, о скандальных историях или сплетнях. Может, средней публике это и интересно. Но никто не расскажет о том, как рождаются в творческих муках образы их персонажей, которые мы потом видим на сцене или на экране, как они работают над той или иной ролью. Ну просто не могут (или не хотят создавать такие портреты), поэтому и в театрах иногда бывает мало зрителей: ведь проще прочитать «сказку», чем сходить в театр. И другое. Почему-то мало рассказывается об артистах, не очень известных широкой публике, а только любителям театра, но от этого не менее талантливых. Их знают в определённых кругах, но их любят, ценят и ходят только «на них». А почему бы не взять и не создать такой вот портрет?!
Иногда бывает очень непросто писать о человеке, хорошо тебе знакомом, потому как есть опасность поддаться субъективизму, личному отношению. Артиста, знакомого только по ролям, наверно, разбирать немного легче, потому что тут ничего не мешает быть более объективным в его оценке.
Мне хотелось в это материале пойти по не совсем обычному пути. А именно: постараться создать портрет не просто драматического актёра, а к тому же оперного певца. Создать портрет человека, Артиста (с большой буквы), который не имеет пока званий, но его талант не менее ярок, чем у некоторых товарищей с регалиями.
Тимур Парулава… Солист Днепропетровского академического театра Оперы и Балета… Тенор… Темо… Его имя звучит, будто речка тихо, с лёгким журчанием, катит свои волны на берег. Но также легко и нежно и в тоже время всей своей мощью, красотой, богатством звучания, силой всех чувств души и пылкого сердца, которые дала ему природа-мать, звучит его неповторимый голос со сцены. Неповторимый, потому что в нём сочетаются красота тёплой южной ночи и величие кавказских гор, мелодия и напевность украинской речи и музыкальная красота грузинских напевов. В каждой своей роли, будь то главная или эпизод, он живёт чувствами, мыслями своих героев. Вместе с ними он переживает, страдает и любит так же, как и они, веселится вместе с ними. Иногда может и сопереживать своим персонажам или не любить их, не совсем понимать их поступки, немножко даже жалеть, но делает это так тонко, так искусно, так ненавязчиво и деликатно, что неискушённый зритель этого может даже и не заметить, но прожить вместе с ним судьбу его героев.
Тимур Парулава – актёр школы переживания. Один из тех, кто пришёл в эту профессию для того, чтобы своим талантом, даром, данным от Бога, и огранённого как алмаз, хорошими мастерами, нести людям радость общения с великим искусством Оперы, чтобы заставлять их смеяться и грустить, радоваться и веселиться, стараться хоть немного задумываться, мыслить, то есть подниматься выше обывательщины. Он любит своего зрителя, ценит его. И ради этого одного он отдал себя, свою душу оперному искусству. Выбор у него был большой, к тому же мог пойти и на эстраду, как это делают некоторые оперные певцы. Но его тонкой, лирической натуре, восприимчивой ко всему прекрасному душе ближе оказалась именно классика, где в полной мере смогли раскрыться и голосовые возможности, и природный артистизм. А ведь опера – достаточно сложная и очень тонкая вещь. В ней сочетается не только певческое искусство, но и драматическое. Не так просто и петь, и проживать в каждой арии, в каждом дуэте целую жизнь. Можно, конечно, всё это делать технически верно, грамотно выстроено, правильно выводить рулады и фиоритуры, но при этом оставаться с холодным сердцем и спящей душой. Такие есть и среди драматических актёров. Вроде всё хорошо сыграл, не забыл текст, правильно отработал все мизансцены, а души-то и нет, поэтому нет и роли. Артист остаётся обыкновенным техником. Есть некоторые, которые считают, что достигли всего в своём ремесле и не хотят дальше расти. То есть – уже гении. Вот эти-то «гении» навсегда и остаются ремесленниками. Тимур понял, что не хочет стать таким «гением от ремесла», ещё учась в Тбилисской консерватории, где он прошёл великолепную певческую школу. Ему очень повезло с педагогами, которые сумели привить ему любовь и уважение к оперному искусству, помогли раскрыть всё богатство его голоса, великолепного чистого тенора, научили всем премудростям драматического актёрского мастерства.
В его репертуаре много самых различных персонажей – дворяне и простые люди, сановники и молодые любовники. И каждого своего героя, независимо от того, положительный он или злодей, артист любит, ценит, старается сделать немножко лучше: злобного научить добру, несмелому добавить храбрости.
Например, в «Паяцах» Р. Леонкавалло его герой Пеппо – простой человек из народа, ставший бродячим артистом и доросшим до правой руки руководителя труппы Канио. Но, хотя он и достиг определённых высот, он не растратил своей чистой души, обладающий жизненной мудростью, не терпящий ссор и препирательств, инстинктивно стремящийся к миру и злагоде, пусть даже в отдельно взятом коллективе. Пеппо Тимура – честный и добрый малый, которому просто органически неприемлемы склоки. Вот и старается их сглаживать по мере своих сил. Он, хоть и наперсник шефа в его делах, всё же старается умерить его ревность по отношению к молодой жене, как-то примиряет их, сглаживает конфликты в сложившемся любовном треугольнике. И он мечется между своим хозяином, его женой и влюблённым в неё актёром, мирит их, вразумляет, потому как эти ссоры противоречат его доброй натуре. В этой постановке артист сделал своего героя сторонним наблюдателем, потому, что его персонаж, чувствуя приближение чего-то страшного и непоправимого, уже просто не в силах остановить разросшийся конфликт. Даже в сцене, где они разыгрывают деревенский спектакль – свидание Коломбины и Арлекина, Пеппо–Парулава, играя Арлекина, уже начинает понимать, что беда неизбежна, и всеми силами старается предотвратить её. Можно видеть, как актёр сам сопереживает своему герою, как волнуется, как он пытается свести на «нет» конфликт, и в итоге у него опускаются руки. Поэтому в конце, когда трагедия уже случилась, он остаётся просто молчаливым свидетелем.Это очень чётко прочитывается в этой работе актёра. Хотя и есть некоторые недоработки, но это уже поправимо. А ещё интересна эта роль тем, что в этой постановке артист исполняет две роли: основная – это Пеппо, помощник, правая рука, вторая – роль Арлекина, которого его Пеппо играет в одном из представлений. Это достаточно сложно, играть двух разных героев, но зато даёт широкое поле для творчества. В таких вот ролях и раскрываются талант и мастерство. И артист с этим неплохо справляется, потому что у него своя трактовка роли, он видит её по-своему, и старается донести свои мысли до зрителя.
Или вот, к примеру, роль сына князя Игоря, в одноимённой опере А. Бородина. Сама по себе роль небольшая, но как для актёра для Тимура она оказалась интересной в плане драматичности самой ситуации. Пересказывать сюжет нет нужды, многим он знаком. Остановлюсь на некоторых моментах. Попав вместе с отцом в плен к половцам, молодой княжич Владимир влюбляется в дочь Кончака, половецкого князя, и просит своего отца дать согласие на их брак. Князь Игорь резко отказывает, даже видя, что у молодых людей любовь взаимная. Сам Кончак согласен соединить детей узами брака, потому как ему это выгодно. В сцене свидания Владимира с дочерью половецкого князя своим поведением, интонациями голоса артист передаёт тот юношеский максимализм, ту борьбу между любовью и долгом, которые присущи его герою, те страдания, которые ему эта борьба приносит, невозможность соединиться с любимой, но всё равно страстно мечтая об этом. И в то же время он не имеет сил противиться воле родителя. Даже те резкие жесты, которые выдают его волнение, переживание и некоторую злость на отца, очень органично вписываются в рисунок роли. Почему, откуда это состояние неизбежности, проявляющееся у княжича? Да потому что – кто такой Владимир? Юноша лет 16, воспитанный с детства в уважении к старшим, тем более к родителям. В древности на Руси отец – это глава семейства, чьё слово – всегда закон, даже если и не всегда прав. Опять же: у молодого княжича жизненного опыта практически никакого, а только воинский, потому как их с младенчества готовили к войне. То есть самой жизни, всех её коллизий он ещё не знает. А тут ещё впервые влюбился. Юношеская первая любовь всегда самая пылкая, самая-самая: кажется, что если любимый (любимая) покинет, то всё – мир рухнул. К тому же умудрился влюбиться в дочь врага. Ну и представьте: и расставаться не желает, и отца ослушаться не может. И как лейтмотив – борьба этих двух чувств – актёр проводит это через свою роль. Он видит своего героя именно таким: юным, страстным, немного отчаянным, с чувством собственного достоинства, несмотря на молодой возраст. Хотя во многом артист и не согласен со своим Владимиром, в некоторых ситуациях, по словам самого актёра, он бы не смог так поступить, как его герой, но он старается понять своего персонажа, вникнуть в его суть, в его психологию и попытаться передать это зрителю. А вот в сцене на пиру у половецкого князя Владимир–Парулава уже совсем другой. Хоть и посматривает краем глаза на девушку, видно, что он уже принял решение бежать, и понял, что расстаётся с любимой навсегда. По-видимому, в нём всё-таки победило другое чувство, чувство долга и ответственности. Очень показателен тот момент, когда его Владимир, уже мысленно прощаясь с Кончаковной, старается улучить вместе с отцом нужный момент для побега. Тут актёр задействовал всё – жесты, мимику, отображая всю гамму чувств; надо видеть, как он всё цепляет метким взглядом. Здесь он уже не влюблённый юноша, а опытный воин. И именно в этих моментах раскрыто его понимание роли.
В ней, на мой взгляд, раскрылся и его драматический талант. Конечно, над этой ролью ещё работать и работать, но то, что есть сейчас, говорит о том, что актёр очень серьёзно подошёл к работе над ней. Кстати, такое сочетание драматического и певческого таланта в одной роли, да и не только, встречается не так часто. Многие режиссёры почему-то делают ставку на вокальные данные, забывая о другом. А есть и такие, которые дают артистам самим что-то привнести в свою роль.
Одна из новых его работ – Альфред Жермон в «Травиате» Д. Верди. Юноша, дворянин, безумно влюблённый в светскую содержанку. Он тенью ходит за ней. Иногда оказывает знаки внимания, но всё безответно. И тут ему улыбается счастье. Эта женщина ради него отставляет свет и остаётся с ним. К несчастью, она поражена неизлечимой болезнью, и Альфред старается своей любовью, заботой скрасить её дни. В душе молодого Жермона столько любви и боли, что актёр сам переживает её со своим героем. Всю роль он ведёт на таком эмоциональном подъёме, на таком надрыве, на протяжении всего спектакля чувствуется такая сила драматизма, такая глубина трагедии, что больно становится на душе и у зрителя. Альфред Тимура Парулава не только не может веселиться, развлекаться, что, даже смеясь, делает это с таким надломом, с такой болью в голосе, что невольно задумываешься: а не случиться ли с ним самим что-нибудь. Он весь отдаётся своей трагической любви, понимая, что нет у них будущего, но ещё старается вселить надежду в душу своей любимой. Своего героя он чувствует, видити любящим, и заботливым, и в то же время достаточно сильным и гордым.
Чего стоит сцена объяснения с отцом, который приехал его забрать домой, в семью. Как Альфред–Тимур отстаивает себя, свою возлюбленную, своё право на любовь не по указке. В этом дуэте актёр передаёт весь драматизм ситуации, боль своей души, столько в голосе певца трагизма, что невольно слёзы наворачиваются на глаза в те моменты, когда отец не хочет понять сына и отнестись с уважением к его любви. Когда Альфред хватает ружьё, кажется, что оно вот прямо сейчас выстрелит, с таким неистовством он его держит и вроде уже как нацеливает на кого-то невидимого, приводит в некоторый ужас. Или, например, в сцене на карнавале, где Альфред при всех бросает в лицо любимой деньги, якобы возвращая их ей, а у самого на лице столько горя, чувствуется, что в нём борются два чувства: дворянская гордость и Любовь. А когда тут же отец с презрением отказывается от него, потому как ему стыдно за поступок сына, в душе Альфреда всё-таки побеждает Великая сила Любви и в его поведении сквозит презрение к самому себе, и он с такой страстью просит прощения у любимой, что зал просто плачет, переживает за него вместе со всеми. В конце, когда его возлюбленная уходит в другой мир, он просто сломлен и не оправится уже никогда. И актёр сумел передать всю силу трагедии молодого человека.По эмоциональному уровню это чуть ли не одна из самых сложных ролей, но Тимур Парулава сумел сделать её так, что она запомнится всем, кто смог посмотреть эту постановку с его участием, а может, даже, и войдёт в анналы истории оперного искусства как новое прочтение этой роли.
Имея за плечами достаточный опыт работы не только на отечественной сцене, но и за рубежом, артист многому до сих пор ещё учится: у своих коллег, у великих мастеров оперной сцены как прошлых веков, так и современников, у классиков жанра. Сегодня – это уже сложившийся мастер, но продолжающий совершенствоваться и дальше.
У Тимура есть ещё один талант – талант педагога. Некоторое время он преподавал вокал в Днепропетровском театральном колледже. По чьей-то воле ему давали самых-самых, то есть совсем безнадёжных, с которыми уже никто не хотел заниматься. А вот Тимур начал с этими ребятами работать так, что у него запели даже те студенты, которые просто по определению не могут этого делать из-за отсутствия голоса или слуха. Он занимался с ними с большой любовью и терпением, направлял, обучал, советовал, помогал чувствовать музыку, некоторых даже смог избавить от комплексов и страха перед сценой, дать им как певцам и артистам путёвку в жизнь, сделать из них достойных исполнителей. Конечно, не все хотели заниматься, ленились, но те, которые всё-таки пересиливали себя, будут с благодарностью вспоминать уроки, стать достойной сменой на сценах страны, а может, и мировых, и вспоминать с любовью и уважением своего Учителя.
А ещё мой герой с большим удовольствием поёт в хоре нашего Троицкого собора. Как он сам говорит, его душа тянется туда, к Богу, и когда он поёт в соборе, то она просто отдыхает.
Здесь, в этом портрете, я постаралась как можно полнее раскрыть образ моего героя, рассказала только о некоторых его ролях. А сколько их было и ещё будет. Тимур Парулава – Личность, в его душе живёт само искусство от Бога. И пока у нас есть такие Артисты, наша земля будет вертеться. Это те, кто созидает Красоту, а она, как известно, спасает мир. А значит, будем жить!
Наталя Елисеева