Татьяна Яловчак: «На Эвересте развернула рушник мира»
В мае Эверест покорили сразу две украинки. На вершине девушки оказались с разницей в сутки. У каждой из них была своя миссия. Татьяна Яловчак на пик горы добралась второй, однако ее поступок достоин внимания и уважения. Ведь помимо первоначальной цели – развернуть на самой высокой точке мира рушник, как символ мира – ей пришлось сначала преодолеть себя. Сегодня альпинистка мечтает закрыть список из 7 вершин, высочайших гор шести континентов Земли. В активе Татьяны уже есть Эльбрус (5642 м), Килиманджаро (5895 м), Аконкагуа (6962 м) и Эверест (8848 м).
Образ жизни
– Татьяна, у Вас в активе около 50 покоренных вершин. Вы – профессиональная альпинистка?
– Это мое хобби. Во всяком случае, все начиналось как увлечение. 8 лет назад мои друзья решили пожениться: он любит горы, она – море. В медовый месяц запланировали совместить альпинизм и отдых около воды. Для этого искали хорошую компанию. Так мы вместе оказались в Мачу Пикчу, я просто влюбилась в горы.
– Почему альпинистам вновь и вновь хочется покорять вершины?
– Это образ жизни такой. Совершенно другой формат. Знаете, однажды побывав там, хочется вернуться в тишину и покой гор.
– Что было для Вас самым сложным в момент восхождения на Эверест?
– Важно было акклиматизироваться и привыкнуть к жизни в палатках. Перед тем, как начать восхождение, мы 50 дней активно занимались физической подготовкой: йога, плаванье, ходьба. К последнему мне было сложно себя приучить. Ходить приходилось очень много, поэтому после возвращения домой я решила хорошенько отдохнуть от физических нагрузок.
– Почему финишировали ночью?
– Все восхождения осуществляются ночью, потому что в это время суток в горах хорошая погода. К тому же многим нравится встречать рассвет на вершине. Мы поднялись на 8 300 метров – это зона смерти. Там нельзя снимать кислородную маску и желательно поскорее спуститься вниз. В 7 часов утра мы были на пике, в этот же день нужно было спуститься на 6 400. Получилось, что фактически 24 часа мы двигались.
выполнила миссию
– Над Эверестом Вы развернули вышитый рушник. Почему именно его решили взять с собой на самую высокую точку мира?
– Потому что я из Донецка и мне очень хочется мира, все уже устали от происходящего в нашей стране. Для меня рушник был символом провозглашения мира, а еще красоты, доброты, процветания и женственности. Моя миссия заключалась в том, чтобы взойти на самую высокую точку мира и пожелать таким образом всем людям добра.
– Знаю, что полрушника Вы забрали с собой.
– Да, я половинку оставила на верху, а другую забрала с собой, это моя сила. Напоминание о совершенно иной жизни на другой планете (смеется).
– Сколько времени Вы находились на вершине?
– Около 15 минут. Когда готовилась к восхождению, думала, что поднимусь и намечтаю себе чего-то. Но ничего такого не произошло, я только четко помнила свой план, выполнила его, сняла короткое видео, и все.
– Что чувствовали, когда стояли на пике Эвереста?
– Для меня это была обычная экспедиция, во время которой я сильно устала. Наверное, для альпиниста подняться на гору – обычное дело. Тем более, впереди еще предстоит обратный путь. Поэтому ничего сверхестественного не ощутила. Мне сказали, что через 4 месяца придет осознание того, что сделала, в принципе, так оно и получилось. Сейчас, когда разговариваешь с людьми и видишь, как они смотрят на тебя, ощущаешь, что прыгнула чуть выше головы.
– К сожалению, Вам не удалось стать первой украинкой, покорившей Эверест. Вас всего на сутки опередила Ирина Галай. Это обстоятельство огорчило?
– У нас с Ирой были совершенно разные цели. Мы в один момент оказались одинаково близки к ним, но гора – это не место для соревнований. Мое эго бунтовало, однако я приняла решение не устраивать гонки, так как в спешке кто-то из нас попросту мог забыть перещелкнуться, и история завершилась бы совсем по-другому. Поэтому мой Эверест был в том, что я дала человеку возможность покорить вершину первой. Трудно описать словами, какая сила воли мне понадобилась для того, чтобы принять это решение, но мы обе остались живы. Когда, поднимаясь, я узнала, что Ира уже взошла, мне было трудно продолжать путь, даже хотела развернуться и пойти вниз.
– Что остановило?
– Желание довести начатое до конца. Понимаете, я провозгласила свою миссию на всю Украину, люди следили за тем, что я делаю. Это одновременно вдохновляло и подстегивало не сдаваться. В любом случае, Ира – молодец. Ведь здорово, что в один год сразу две девушки покорили самую опасную гору.
Мечта – это мотивация
– До переезда в Киев Вы занимались турбизнесом. Смена жительства поменяла род деятельности?
– Да, сейчас я читаю лекции по личностному росту. Меня приглашают в школы, вузы, на предприятия. Ведь чтобы осуществить восхождение, мне пришлось продать квартиру. Мечта стала серьезной мотивацией, поэтому мне было не так тяжело расставаться с жилплощадью в Донецке. Хочу верить, что люди, которые меня слушают, читают, находят в моих словах что-то полезное для себя.
– На одном из мероприятий в Днепре Вы проводили мотивирующий воркшоп. Чем запомнилось Вам это выступление?
– У вас в городе собралась очень теплая аудитория. Я бывала в Днепре, приезжала к друзьям, но выступать довелось впервые. Знаете, общение с людьми всегда проходит по-разному, ничего не идет по плану, поэтому я уже не готовлюсь. Как правило, рассказываю об Эвересте, отвечаю на вопросы, просто делюсь своим опытом и надеюсь, что каждый слышит ту информацию, которая полезна и нужна ему в данный момент.
– Вы довольно активная девушка, где черпаете силы?
– Однажды в больнице я услышала фразу: «Думай добре – буде добре»! И пришла к выводу, что нужно следить за тем, что читаешь, смотришь, с кем общаешься, что ешь и так далее. Конечно, не стоит впадать в ханжество. В жизни бывают разные моменты, нужно учиться абстрагироваться от плохого, больше думать о хорошем, чаще смотреть добрые фильмы и читать полезные книги. В Днепре я общалась с детками-инвалидами. Они рады любому вниманию, поэтому я всех призываю делать добрые дела. В вашем городе начали строить детскую площадку для людей с ограниченными возможностями, надеюсь, она будет не последней в Днепре, и подобная появится в Киеве. Так важно поддерживать тех, кому это необходимо.
Дарья Мирошниченко,
фото из архива Татьяны Яловчак