В Днепре полувековой фестиваль удивил именитых гостей (фото)
Юбилейный, полувековой фестиваль “Джаз на Днепре” прошел под знаком эксперимента, – украинские музыканты и певцы продемонстрировали именитым гостям, что пределов импровизации в этом музыкальном жанре нет.
Пятидесятый со дня основания джазовый фестиваль в Днепре не зря открыли юные музыканты оркестра «Little bend» под управлением Владимира Марховского, – тем самым организаторы дали понять, что потенциал у этого события огромный и на пятки корифеям джаза уже наступают новые виртуозы. Действительно, ученики днепровской музыкальной школы № 6 имени В. Скуратовского (кстати, единственной в Украине, где учат джазу) показали такой класс игры, что зал под открытым небом просто ахнул и сразу настроился на чудо. Ожидания эти зрителей не обманули. Юбилейный фестиваль собрал такой круг мировых звезд и прославленных коллективов, что стало ясно: «Джаз на Днепре» окончательно утвердился в мировом рейтинге знаковых музыкальных событий. Кстати, нынешний хедлайнер фестиваля, обладательница трех Грэмми и уникального джазового тембра, американка Ди Ди Бриджуотер, получив приглашение в Днепр, созвонилась с коллегой Патти Остин, блиставшей на днепровской сцене в прошлом году. Та плохого не посоветовала: «Едь, там реально круто!».
Мы уже писали об истории многострадального джазового фестиваля в Днепропетровске. Ровно пятьдесят лет назад его решили провести увлеченные джазом молодые люди, – сотрудники КБ «Южное», инженеры из научных и проектных институтов, студенты. Местом проведения выбрали кафе «Юность» Южного машиностроительного завода, которое имело статус неформального молодежного клуба и единственной в городе джазовой площадки. В конце шестидесятых борьба с западными течениями в культуре, казалось, достигла своего апогея: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь». Но бдительность партийных бонз усыпило то, что организаторами были комсомольцы «Южмаша», передового, как тогда говорили, отряда молодежи. Пока разобрались, что играют в набитом под завязку зале, прошло несколько лет, и джазовая музыка пустила в Днепропетровске глубокие и мощные корни. Правда, назвать первые джазовые тусовки фестивалями сложно, – просочиться в закрытый Днепропетровск у западных звезд возможности не было. Но и свои, местные, музыканты производили настоящий фурор. Не зря после того, как крамольный джаз опять попал в Днепре в опалу, большинство его лидеров уехали в Москву, Ленинград и даже в Америку.
Но многие все-таки остались – виртуозный пианист Олег Косько, саксофонист Юрий Биленко, дирижер Владимир Марховский, – благодаря им в конце семидесятых джаз опять зазвучал на берегах Днепра. Второе рождение фестиваля было куда удачнее, – Днепропетровск стал меккой для джазменов со всего Союза. А вели джазовые вечера в переполненном зале Дворца культуры «Металлург» такие признанные знатоки этого жанра, как музыковед из Ленинграда Владимир Фейертаг и автор книги «Советский джаз» Алексей Баташов из Москвы. Их конферанс позволил не только наслаждаться самой музыкой, но и постичь истоки и традиции джаза, понять , что импровизация –лучший способ самовыражения музыканта. Впрочем, вторая волна, достигнув своего пика, разбилась на этот раз о финансовые проблемы и обломки СССР. Но за все годы независимости постаревших и помудревших корифеев днепровского джаза не покидала надежда возродить прекрасную традицию. Три года назад в рамках программы городского головы Бориса Филатова «Культурная столица» наконец-то появилась такая возможность.
Всего лишь два международных фестиваля оказалось достаточными для того, чтобы на третий музыканты со всего мира ехали уже, как к себе домой. На юбилейный концерт собрались более полусотни ведущих джазменов мира из США, Японии, Франции, Польши, Латвии и Украины. Многие выходили на сцену Монастырского острова во второй и третий раз. Однако, организаторы – арт-директор фестиваля Анна Русскевич, джазовый продюсер Ина Диттке, советник городского головы Евгений Гендин – все-таки постарались увлечь днепровской идеей как можно более широкий круг исполнителей. Поэтому из нынешних участников только французский пианист Венсан Буржекс , музыканты Дерилл Холл и Лоуренс Лезерс хорошо знакомы днепровскому зрителю. Все остальные – впервые на фестивале « Джаз на Днепре». Трио пианиста Джеки Террасона, которого называют «музыкантом счастья», неподражаемый саксофонист из Австралии Трой Робертс, автор десяти альбомов и трех престижных премий, джазовый вокалист Аллан Харрис из Америки, польский саксофонист Сильвестр Островский, – это неполный перечень звезд, приехавших на берега Днепра. И главное, что гостей удивило – масштабы и уровень музыкального действа в провинциальном по мировым меркам городе.
По образному выражению лидера днепровского театра КВН Евгения Гендина – нынешний юбилейный фестиваль – булочка не только с огромной изюминкой сверху, но и с изумительной начинкой. Под изюминкой он подразумевал эксперимент, который стал основой нынешней программы. Именно под этот критерий как нельзя лучше подошли такие исполнители, как оперная певица Мария Максакова, ансамбль Дмитрия Логвина «Аргентум», джазовая певица из Латвии Иоланта Гулбе-Пашкевич, дуэт Агаты Вильчик и Анны Минаковой из Харькова, трубач из Америки Яков Цветинский и многие другие. А начинка – тот накал страсти и импровизации, который, по словам пианиста Джеки Террассона из Франции, даже слушать – огромное напряжение. А уж исполнять – за пределом человеческих возможностей.
Эксперименты в джазе всегда приветствовались, они были его основой и движущей силой. Но именно на днепровской сцене впервые так органично слились несовместимые джаз и классика. Мария Максакова в сопровождении джазового трио Венсана Буржекса не пыталась подстраиваться под джазовые мотивы, а была сама собой и в «Караване» Дюка Эллингтона, и в «Черемшине» Василия Михалюка, и в песни Ивасюка «Я піду в далекі гори». Но как же украинские мелодии органично легли на канву французского блюза! «Я у джаза лишь в гостях, – призналась Мария после выступления, – но давно не чувствовала себя так комфортно». Пришлись вполне ко двору на джазовой сцене и классические танго композитора Астора Пьяцоллы в исполнении ансамбля Дмитрия Логвина «Аргентум». Состав музыкантов вовсе не соответствует джазовым канонам, здесь нет даже ударника, – лишь скрипка, баян, контрабас и гитара. Но импровизации на тему танго просто заворожили зрителей.
Три дня на набережной Днепра и на Монастырском острове до поздней ночи гремел джаз. Как осторожно выразился Евгений Гендин: «Думаю, здесь найдутся люди, которые останутся довольны». Но я бы добавила: там не было недовольных, – только абсолютно счастливые зрители, которые прикоснулись к высочайшей мировой музыкальной культуре.
Наталья Гармаш