В центре Днепра находится старинный особняк с уникальными барельефами (Фото)
К числу лучших сооружений Днепра, возведенных в стиле модерн, можно отнести всем известное здание на углу улиц Шевченко и Гоголя (в старину Полицейской и Гоголевской). Двухэтажный особняк с цокольным этажом, увенчанный интересной башенкой на углу, вот уже более ста лет притягивает к себе взгляды прохожих. Рассказывает сообщество “Екатеринославъ – Днепропетровск”.
Особняк принадлежал Евгению Павловичу Непокойчицкому – горному инженеру, гласному Городской Думы Екатеринослава 1913-17 годов, Члену Финансовой Комиссии и заместителю главы Комиссии общих вопросов Городской Думы. Дом исключителен тем, что в нём соединились интересная архитектура и единственные в своём роде (возможно, в масштабе всей Украины), скульптурные барельефы на фасадах. Уникальные факты об истории и облике этого здания рассказал кандидат исторических наук, заведующий отделом Национального исторического музея имени Д.И. Яворницкого – Максим Эдуардович Кавун:
Особняк Непокойчицкого – выдающийся памятник екатеринославской архитектуры начала XX века. Это здание занимает особое место в истории развития городской архитектурной традиции. Во-первых, как яркий образец местных вариаций стиля модерн. Во-вторых, как одно из немногих зданий, где архитектура соединена со скульптурой в единое гармоническое целое. Структура здания, его объем и пропорции довольно нетипичны для Екатеринослава. Это один из самых крупных особняков «золотого века» города, который ассоциируется с индустриальным бумом и бурным развитием горнодобывающей и металлургической промышленности в Приднепровье. Здание интересно, прежде всего, личностью своего владельца – крупного предпринимателя и деятеля органов городского самоуправления Екатеринослава.
Естественно, что такая персона как Е.П. Непокойчицкий, вполне мог себе позволить выстроить один из самых роскошных особняков в городе. Дата сооружения особняка определяется примерно как 1913 год – когда в справочных изданиях города он называется местом жительства Непокойчицкого. Автор проекта здания пока остается неизвестен. Можно предположить, что особняк относится к числу работ выдающихся местных архитекторов этого периода – С.В. Виленского или Д.К. Тиссена, однако для такого утверждения пока не хватает доказательной базы.
Особняк поставлен на углу улиц Гоголя и Шевченко. Здание сумело стать важным архитектурным акцентом этого района города. Со стороны улицы Гоголя фасад имеет два этажа, со стороны Шевченко и двора – мощный цоколь превращается в третий этаж. Угловую часть здания акцентирует пятиугольный эркерный выступ с балконом на первом этаже и мощное башнеобразное завершение. Эркерный балкон – это излюбленный приём архитектуры начала XX века. В особняке Непокойчицкого обрамление балкона выполнено из бетона и имеет вычурный изысканный рисунок. Башнеобразное завершение состоит из беседки, шпиля и балкона с утраченной ныне решёткой. Башня здания была изначально рассчитана на формирование панорамы Полицейской улицы со стороны верхних нагорных кварталов.
В архитектурном облике особняка Непокойчицкого мы видим архитектурно-скульптурную симфонию, где все элементы декора продуманы и наполнены символическим смыслом. Это и отличает здание от многих других памятников архитектуры Екатеринослава, где зачастую использовались элементы декора в виде львиных голов, женских голов, голов сатиров, фигурок амуров. Но они, как правило, имели чисто декоративный характер, оставаясь лишь внешним проявлением архитектурной моды. В особняке Непокойчицкого декор фасадов имеет чётко продуманный характер, представляет собой единую смысловую композицию, обусловленную профессиональными интересами заказчика. На трёх фасадах дома размещены 15 скульптурных барельефов (шесть по улице Гоголя, семь по улице Шевченко и два на дворовом фасаде). Все они отражают тему горной инженерии и выработок полезных ископаемых. Здесь мы видим сцены работ в шахте, а также несколько аллегорических фигур обнаженных рабочих в процессе добычи полезных ископаемых.
К сожалению, авторство барельефов пока остается неизвестным. Несмотря на сильно ухудшающееся состояние особняка, барельефы пока довольно неплохо сохранились. За исключением одного, самого большого, находящегося над главным входом в здание со стороны улицы Шевченко. Этот барельеф сильно пострадал и сохранился примерно наполовину. Он изображал двух рабочих державших картуш с двумя скрещенными молотками – эмблемой горного дела. Сегодня головы и верхние части торсов рабочих утрачены а нижние части торсов и картуш с молотками сохранились. Остальные барельефы пока ещё «живы», но требуют, как и всё оформление фасада, немедленного проведения реставрационных работ.
Во дворе особняка находится главная его жемчужина – красивейшая террасная лестница в стиле модерн, когда-то ведущая в сад. Уникальная лестница, выполненная из железобетона, состоит из двух ярусов. Верхний ярус из одного марша и нижний ярус из двух маршей полукруглой формы. Акцентирует лестницу изысканное ограждение в виде кривых линий и небольшие пилоны с декоративными вазонами. Сегодня сохранился лишь один вазон одиноко возвышающийся в самом дальнем краю лестницы. Общее состояние лестницы удручающее. Частично разбиты консоли, поддерживающие верхний ярус, да и состояние ограждения внушает опасения.
Хорошо сохранились решётки на фасаде особняка. Это решётка над главным входом со стороны улицы Гоголя, с изысканным рисунком в стиле модерн, а также решётки балконов. Ещё один момент в архитектурном оформлении особняка Непокойчицкого – это сохранность нескольких пролётов ограды со стороны улицы Шевченко. Когда-то двор особняка был намного больше (до строительства в 1960-х годах многоэтажного здания по соседству). Тем не менее, несколько пролётов ограды с первоначальной решёткой сохранились, что тоже является редкостью.
К сожалению, послереволюционная эпоха не пощадила как владельца особняка, так и его усадьбу. Дальнейшая судьба Е.П. Непокойчицкого сегодня остаётся неизвестной. Сейчас дом, некогда представлявший собой единое целое и имевший богатые интерьеры, разделён на отдельные квартиры. Интересным курьезом эпохи выглядит… маленькая красная звезда, до сих пор венчающая башню особняка одного из главных «отцов города» в предреволюционном Екатеринославе.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по статье Владимира Городченко
(Городской сайт Днепра – gоrоd.dр.uа)