Василий Сухов: «Права человека требуют уже не защиты, а спасения»

Как часто нарушаются права человека в повседневной жизни? К кому идти и кто поможет в трудной ситуации? Ответы знают правозащитники Днепра. Об этом и многом другом «Вісті» поговорили с руководителем «Днепропетровской правозащитной группы» Василием Суховым.

Собрание единомышленников

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

– Василий Евгеньевич, расскажите подробнее о Вашей общественной организации?

– «Днепропетровская правозащитная группа» работает с 2013 года. Но наша команда берет свое начало с 2011 года, когда организовался Комитет по правам человека Общественного совета при Днепропетровской ОГА, в который я входил. Мы быстро сформировали Комитет из числа правозащитников области. В него вошел моим заместителем будущий народный депутат Украины Виталий Куприй. Мы организовали представительства по всей области, установили горизонтальные связи с правозащитниками Украины, с аппаратом Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, с профильным Комитетом Верховной Рады. Мы образовались в тот период, когда уже прошла «помаранчевая» революция, но у нас в стране, как не решались проблемы с правами человека при старой власти, до первой революции, так оставались не решенными и после. И эти права настолько нарушались многообразно и системно, что возникла потребность в организации правовой помощи гражданам, которые, в силу разных обстоятельств, оказались под прессом действий или решений органов власти либо правоохранителей. Изучив опыт коллег, в частности Евгения Захарова из Харьковской правозащитной группы, Димы Гройсмана (уже, к сожалению, нет среди живых) из Винницкой правозащитной группы, Владимира Чемериса, коллег из других областей, решили организовать подобную организацию и в нашем регионе. Я длительное время работаю в сфере соблюдения прав человека в связи с нарушениями в правоохранительных органах – милиции, суде, прокуратуре. Подобрались единомышленники, в основном, это юристы, отдельные правозащитники, которые специализируются в данном направлении. Таким образом, мы создали группу.

– За помощью обращаются только жители Днепропетровщины?

– Звонят не только из области, но и из разных городов Украины. Но если люди из разных уголков страны обращаются в основном с вопросами нарушения прав в местах лишения свободы, то жителей Днепропетровщины волнуют более разнообразные темы – от рейдерского захвата собственности до нарушения прав потребителей со стороны обслуживающих компаний. В последние годы поступает очень много обращений от предпринимателей, на которых «наезжают» местные органы власти с целью отобрать бизнес.

– С чем чаще всего приходят люди?

– Помимо вопросов, связанных с нарушением прав человека правоохранительными органами и судами, все чаще обращаются с вопросами ЖКХ, тарифами. Есть много обращений по земельным проблемам. Сейчас набирает оборотов мошенничество с недвижимостью – когда в недостроенном доме продают квартиры. Человек, внося деньги, инвестирует в строительство и покупает жилье дешевле. Ему дают сертификат, а после сдачи дома в эксплуатацию, оказывается, что сертификат на эту же квартиру есть еще у нескольких человек.

Также в последнее время все больше людей обращается с проблемой рейдерских захватов собственности – не только бизнеса, но и жилья, гаражей. Новое веяние – проблемы, связанные с образованием территориальных громад. Это пока еще не в тренде, но в скором времени правовых споров на данную тему станет в разы больше. Здесь уже другой уровень проблем – нарушение прав целых громад.

Горизонтальные связи

– Сколько людей, например, в месяц к Вам обращаются?

– Не одна сотня. После революции Достоинства у нас как бы общество немного изменилось и отношение власти к обществу тоже поменялось, но, с другой стороны, стали появляться законы, которые просто ограничивают права граждан и общества в целом. Если раньше сфера интересов правозащитников была более узкая – боролись в основном с конкретными фактами нарушений в правоохранительной системе, то сегодня к ним добавились коррупционные схемы, в результате которых страдают наши граждане. Так что работы для нас прибавляется с каждым днем.

– Сколько правозащитников состоят в организации?

– С момента создания у нас было 10 юристов и адвокатов, Но вскоре группа отошла от схемы постоянных членов организации. К делам привлекаем не только правозащитников, но и более узких специалистов: юристов, адвокатов, которые специализируются, например, по строительству, ЖКХ, земельным или кадастровым вопросам и других. Сегодня большинство общественных организаций опираются не только на своих членов, но и создают горизонтальные связи с другими общественными организациями, потому что «гуртом и батька легче бить». Время тех, кто в одиночку боролся с нарушением прав человека, прошло. Сегодня нужно действовать сообща, потому что с системой надо бороться системно.

Анастасия Нефретова

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!