Высшее образование: новый закон – новые правила
Уже прошло полгода после принятия закона «О высшем образовании». Этот документ устанавливает новые правила и нормы не только для студентов, но и для самих высших учебных заведений.
Так, вузы получают полную автономию, что предполагает самостоятельность во всем, начиная от финансирования и заканчивая формированием учебной программы. Они смогут брать кредиты в банках и определять стоимость обучения. А вместо квалификации «специалист» их выпускники получат степень «доктор». Закон изменяет и размер стипендии, которая теперь рассчитывается исходя из прожиточного минимума. Остальные пункты документа касаются студенческого самоуправления, борьбы с плагиатом и отображения в онлайн-режиме учебного процесса вуза. О реализации этого закона, о реформах, о том, что уже сделано и что еще необходимо мы побеседовали с днепропетровскими студентами и преподавателями.
Преподаватели-практики
Основные направления, которые дает высшее образование, не обеспечивают глубокой специализации. Чтобы эти процессы осуществлялись правильно, необходимо тщательно подходить к выбору преподавателей. Важно, чтобы преподаватели больше были практиками, а не теоретиками. Диплом должен котироваться не только на словах.
Наталия Алексеевна Соболева, преподаватель
Уменьшение нагрузки
Несомненный плюс реформы – уменьшение аудиторной нагрузки, и как результат – увеличение времени для самостоятельной работы. Лекции теперь более направлены на ключевые вопросы темы. А практические занятия – это не пересказ лекции, а обмен мыслями студентов и преподавателя. Дополнительное свободное время – это также возможность учащегося для самореализации, ведь в рамках любой темы у студента есть свой, более узкий круг интересующих его вещей.
Николай Савельевич Ковальчук, заведующий кафедрой
О финансовой автономии
Реформа высшего образования нужна. Но складывается впечатление, что преследуются цели, имеющие косвенное отношение к самой системе высшего образования. Фактических продвижений лично я не вижу. Прогресс всегда заметен – улучшение системы гуманитарного образования и материальной базы. Но сейчас о таких вещах рано говорить. Есть преимущество в финансовой автономии вуза. Обучение на контрактной основе должно тесно взаимодействовать с рыночной системой экономики. Если у людей есть деньги – стоимость обучения должна быть одна, нет денег – другая, поменьше. К тому же условия обучения в университетах тоже влияют на стоимость контракта. Поэтому финансовая автономия по-своему полезна.
О теории и практике
Есть одна фраза, которую часто говорят студенту при первом приеме на работу: «Забудьте все, чему вас учили в институте». Доля истины в ней есть. Зачастую в планы обучения вузов включено слишком много теоретических дисциплин, которые в дальнейшем никак не используются на практике. Вспомнить хотя бы советскую систему высшего образования, когда студентам практически всех направлений приходилось изучать дисциплины вроде истории КПСС и научного коммунизма. И наоборот, на некоторые предметы в планах выделяли совсем мало часов или планировали недостаточное количество практических занятий для закрепления пройденного материала. Конечно, министерские учебные планы нуждаются в корректировке, соответствующей современным потребностям общества в специалистах того или иного направления. Кроме того, не помешало бы укрепление связи между вузами и производством. Как говорится, теория без практики мертва, практика без теории слепа.
Ольга Петровна Моторина, преподаватель
О деятельности студсоветов
Всем нужно финансирование. И студенческому самоуправлению в том числе. Хоть какое-то, не то, что государственное. Как минимум из-за того, что комната студсовета (точнее, коморка) похожа на помещение в заброшенном здании. Облезлые стены, там сыро, холодно. Глупо, конечно, говорить, что помещение влияет на деятельность студсовета, так как плохому танцору все будет мешать. Вообще, для проведения любого мероприятия нужны хоть какие-то средства. Мы всегда пытаемся решить все с минимальными затратами, но не всегда удается. Даже обычную елку на Новый год мы украшали тем, что принесли из дому. И так каждый праздник. Нам еще повезло, что некоторые заведения готовы предоставить нам помещение за символическую плату или вообще безвозмездно, так как полную стоимость аренды потянуть мы не можем. Финансы также нужны для призов участникам конкурсов, соревнований и т.д. Нормальные призы могли бы мотивировать к неслабой активности. Наша же «вершина» – билеты в кино.
Мариам Каноева, студентка ДНУ им. О. Гончара
О необходимом прогрессе
В первую очередь нужно создать условия для людей с ограниченными возможностями, установить какие-нибудь специальные средства для них, отдельный лифт, кнопки вызова, чтоб помочь подняться и т.д. Очень возмутительно, что к таким людям относятся, как к мусору. И еще надо упростить систему дневного/заочного обучения. На дворе 21-й век, а люди должны тратить деньги, чтобы приехать и выслушать то же самое, что они узнают в более доступной форме, сидя дома с чаем за компьютером. По-моему, вся система обучения должна состоять из двух приездов в вуз – в понедельник, когда получаешь задания и уточняешь, если что-либо непонятно, и в пятницу, когда ты приезжаешь и сдаешь подготовленный материал.
Максим Горобец, студент ДНУ им. О. Гончара
Автор Антон Чернобильский