Знаменитые люди Днепра: Евгению Вучетичу – 110 лет (Фото)
Сегодня есть повод вспомнить одного из самых знаменитых скульпторов XX века – Евгения Викторовича Вучетича. 28 декабря исполняется 110 лет со дня рождения этого мастера. Городской сайт продолжает знакомить с биографиями знаменитых земляков – уроженцев Днепра.
Где родился Евгений Вучетич? Как мальчик из провинциального Екатеринослава стал мэтром советской монументальной скульптуры? Какие идеи вдохновляли скульптора на создание его произведений? Как увековечена память о Вучетиче в родном городе?
На эти вопросы ответит давний кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
Два разных скульптора родились в одном дворе на Казачьей улице
«Евгений Вучетич – выдающийся скульптор-монументалист советской эпохи, мастер исторического и символического жанра, – рассказывает Максим Кавун. – Его произведения представляют советскую эпоху, его мышление, его символы, ее систему ценностей. Пафос творчества Вучетича вполне органично укладывается в контекст эпохи.
Главной, стержневой темой творчества Евгения Вучетича стала победа в войне, победа мира над войной. Символично, что одной из самых известных работ Вучетича стала скульптура «Перекуем мечи на орала», установленная в Нью-Йорке у здания ООН.
Будущий скульптор родился 15 (28) декабря 1908 года в Екатеринославе. Дом, где появился на свет Вучетич, был расположен на углу улиц Казачьей (Комсомольской, Староказацкой) и Казанской (Карла Либкнехта, Грушевского) и до нашего времени не сохранился. Сейчас на этом месте монументальная пятиэтажная сталинка с характерной башенкой.
Интрига в том, что в этом же дворе родился другой известный скульптор XX века – Вадим Абрамович Сидур. В отличие от Вучетича, ставшего «официальным», каноническим скульптором, Сидур стал мэтром «диссидентского» творчества. Поразительно, но главной темой творчества Сидура стала также война, ее влияние на жизнь человека. Но работы Сидура камерны, интимны, они выполнены в жанре современного искусства. Они стали очень популярны на Западе.
– Снова парадокс – такие разные скульпторы XX века, но теперь в родном городе почти забыты оба. В Днепре нет ни галереи, ни музея – ни Сидура, ни Вучетича, – сетует Максим Кавун. – Только две мемориальные доски, и то одна из них, посвященная Вучетичу, оказалась обезображена.
Место рождения Евгения Вучетича долгие годы обозначала мемориальная доска. Как и положено, она вышла монументальной – на большой плите розового гранита присутствовала бронзовая накладка. На ней были изображены портрет мастера и его самая известная скульптура – воин с девочкой в берлинском Трептов-парке. Рядом – посвятительная надпись. В 2017 году, когда город захлестнула эпидемия вандализма, накладку несколько раз пытались оторвать от плиты, и, в конце концов, она была снята коммунальными службами. Теперь доска стоит голая и обшарпанная.
Сын черногорца с детства мечтал стать скульптором
Отец Евгения Викторовича был черногорец, к тому же в годы Гражданской войны – белогвардейский офицер. Такая биография в сталинскую эпоху вряд ли стала бы гарантией спокойной жизни, не то что стремительного карьерного роста. Доподлинно неизвестно, каким образом Вучетич успешно преодолевал эти трудности, однако он смог стать одной из главных персон в изобразительном искусстве Советского Союза.
Художественные способности Е.В. Вучетича проявились с раннего детства. В 1926 г. он поступил в Ростовскую художественную школу, которую окончил в 1931 году. Высшее образование Вучетич получил в славном заведении – в 1931–1933 годах учился в Академии художеств СССР в Ленинграде (Петербурге).
Уже в своих первых работах, выполненных в 1930-е годы, Е.В. Вучетич продемонстрировал талант скульптора-портретиста. Характерно, что он сразу начал создавать образы героев эпохи. Наиболее значимые работы этого периода – «Портрет Поддубного» (1933), бронзовый композиция «Партизанка» (1937), портрет Героя Советского Союза В. С. Гризодубовой (1940).
Скульптор ушел на фронт и стал военным художником
С первых же дней войны Евгений Вучетич ушел добровольцем на фронт рядовым солдатом-пулеметчиком. Уже известный скульптор отправился добровольцем на фронт, хотя медики для строевой службы признали его негодным! Тогда Вучетич записался в народное ополчение и стал боевым офицером в артиллерии… Он дослужился до подполковника. Во время войны, в 1943, то есть в 35 лет, Е.В. Вучетич вступил в ряды коммунистической партии. Между прочим, это довольно поздно, и значит, что скульптор не искал карьеры любой ценой.
По воспоминаниям дочери скульптора, на войне судьба сводила его с людьми, которых впоследствии узнал весь мир. Например, помимо сугубо военной работы командира артиллерийской батареи Вучетич сотрудничал как художник и журналист во фронтовой газете “Отвага”. Здесь он познакомился с двумя поэтами: Всеволодом Багрицким (сыном Эдуарда Багрицкого) и народным поэтом Татарстана (а прежде – и всего Советского Союза) Мусой Джалилем. Джалиля направили в газету на место погибшего практически на глазах у Евгения Вучетича Всеволода Багрицкого. Сам Джалиль, как известно, погиб в зверских муках в Моабитской тюрьме.
С 1943 и до 1960 года Е.В. Вучетич работал военным художником знаменитой творческой организации – Московской Студии имени Б. Грекова. Здесь Вучетич полностью сформировался как скульптор, стал общепризнанным мастером военно-монументального жанра.
Сразу же по завершении Великой Отечественной войны Евгений Вучетич фактически возглавил главную работу по увековечению в бронзе Победы и ее создателей.
Евгению Вучетичу принадлежат скульптурные портреты таких военачальников, как Черняховский, Рыбалко, Конев, Ротмистров, Катуков, Чуйков (с маршалом Чуйковым, героем Сталинградской битвы, Вучетича вообще связывала многолетняя дружба), Баграмян, Василевский, Ватутин и, наконец, маршал Жуков .
Дочь скульптора вспоминает интересный эпизод. Портрет маршала Жукова Вучетич создавал, по рассказам маршала Баграмяна, во время работы над скульптурой самого Баграмяна. И на расспросы Вучетича тот даже слегка обиделся:
«У меня сложилось впечатление, что вы не меня лепите, а Жукова!».
От памятника Ватутину в Киеве до монумента в Трептов-парке в Берлине
Одним из первых значимых скульптурных произведений Евгения Вучетича стал памятник генералу М. Ватутину в Киеве. Генерал Ватутин – один из главных организаторов освобождения Киева осенью 1943 года. Вскоре после этого он трагически погиб. Памятник на могиле Н. Ватутина установлен в 1948 году в Мариинском парке возле здания Верховной Рады Украины. Он отличается предельной лаконичностью – статуя генерала и постамент с надписью. В последнее время этот памятник стал частым объектом акций вандализма…
В 1946 году Вучетич начал работу над одним из двух своих главных монументальных произведений – мемориалом в Берлине. Его назначили руководителем этого большого и ответственного художественного проекта. В Берлине, в восточной зоне оккупации, в живописном Трептов-парке появился величественный ансамбль-мемориал тысячам солдат Красной Армии, которые погибли в боях за Берлин. Эту работу Вучетич выполнял с 1946 по 1949 годы совместно с архитектором Я. Б. Белопольским.
Центральным элементом композиции берлинского мемориала стала знаменитая бронзовая статуя «Воин-освободитель». Скульптура открыта специально 8 мая 1949 года, в четвертую годовщину Победы. Ее вид известен всем – солдат правой рукой держит девочку, левой рукой огромный меч, склонен вниз. Под ногами солдата – изломанная фашистская свастика. Весь комплекс призван символизировать освободительную миссию советских войск и победу над фашизмом.
Мемориал в Берлинском Трептов-парке сразу стал одним из символов эпохи, широко известным и в Советском Союзе, и на Западе. Для Евгения Вучетича «Воин-освободитель» стал главной визитной карточкой художника и всего его творчества. Второй визитной карточкой стала позже статуя «Родина-мать» в Волгограде.
Статуя «Перекуем мечи на орала» была установлена дважды
В 1955 году, на десятую годовщину Победы, Вучетич – тогда уже признанный мастер монументального жанра – создал монумент на канале Волго-Дон. Он получил название «Соединение фронтов» и был посвящен важному моменту Великой Отечественной войны. Это произведение Вучетича стал идейным прологом ко второй самой знаменитой его работе – ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде.
В 1957 году Евгений Вучетич создал аллегорическую статую «Перекуем мечи на орала». Это произведение было установлено дважды – в Третьяковской галерее в Москве и у здания ООН в Нью-Йорке. Статуя Вучетича символизирует отход от принципа войны как инструмента решения мировых конфликтов. По известным причинам статуя осталась только символом – но символом довольно значимым. К сожалению, мир в начале XXI века стремительно откатывается назад, к войне как способу решения глобальных и локальных проблем.
Вершина творчества – монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане
В 1963–1967 годах Евгений Вучетич был вдохновителем и главным руководителем проекта создания комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде. Этот мемориальный ансамбль посвящен героям Сталинградской битвы 1942–1943 годов. Интересно, что и здесь соавтором Вучетича выступил архитектор Я.Б. Белопольский, вместе с которым они ранее создали мемориал в Трептов-парке. За эту работу авторы были удостоены в 1970 году Ленинской премии – самого высокого такого рода отличия в СССР.
Главный акцент комплекса в Волгограде – статуя Родины-матери. На тот момент она была крупнейшей в мире. Статуя установлена на вершине Мамаева кургана и изображает женщину с огромным мечом в руках, обращенную с призывом защитить свою землю от захватчиков.
Статуя Родины-матери Вучетича является авторским перевоплощением древнегреческого шедевра – образа богини Ники. Статуя Вучетича стала одним из самых выдающихся памятников монументального искусства мира. В советское время негласно сравнивали два символа двух миров – Родину-мать и статую Свободы. Две статуи, кроме идеологии и размеров, имеют характерные отличия. Статуя Свободы статична, Родина-мать изображена в экспрессии, в движении.
Лебединая песня мастера: мемориал в Киеве
Перед самой смертью, в 1972 году, Евгений Вучетич начал работу над другим мемориальным комплексом – «Музеем истории Великой Отечественной войны» на днепровских склонах в Киеве (ныне музей остался, изменено название – на музей Второй Мировой войны). Вучетич успел создать предварительный концептуальный проект комплекса. То есть то, что сейчас назвали бы «креативной разработкой». А всю следующую работу проводил коллектив скульпторов и архитекторов под руководством Евгения Бородая.
Мемориал «Родина-мать» в Киеве открыли в 1981 году. Это был период конца так называемого брежневского «застоя». Поэтому этот комплекс в значительной мере отразил кризис стиля социалистического реализма и советского искусства в целом.
Первоначальный образ, намеченный Вучетичем, был трансформирован, лишен реализма и драматизма и превращен в принципе в пропагандистский образ. Скульптура, которая будто вырастает из земли, в одной руке держит меч, в другой – щит с изображением герба СССР. В отличие от статуи на Мамаевом кургане, киевская статуя оказалась статической, лишенной внутренней динамики.
90-метровая статуя в Киеве по всем параметрам проигрывает статуе на Мамаевом кургане, в первую очередь по качественным характеристикам. Называть Вучетича основным автором этой статуи будет явным преувеличением. К тому же, градостроительная ситуация в Волгограде, где гигантская статуя стала органичной доминантой городского пространства, кардинально отлична от ситуации с застройкой киевских холмов.
– Киевская статуя «разорвала» традиционную среду. К тому же она оказалась выше традиционной доминанты – Лаврской колокольни. Из-за этого постоянно возникали споры среди архитекторов и скульпторов. А сейчас к ним добавились экстрасенсы, которые заявляют, что эта статуя своеобразно влияет на энергетику и ауру города , – замечает Максим Кавун.
Характерно, что в последнее время статуя в Киеве переживает идеологические трансформации, как и вся страна. С точки зрения процесса «декоммунизации», неоднократно звучало предложение убрать с щита статуи герб СССР. Новая символика 9 Мая – красные маки, несколько лет водружается на голову статуи. То есть и сегодня эта статуя остается на «передовом крае идеологической борьбы», как сказали бы в советское время.
Главный скульптор страны умер в почете, но долго оставался без памятника
Евгений Вучетич, известный как скульптор монументального жанра , – автор множества камерных работ. Он создавал свои скульптуры, прежде всего, по воле своего вдохновения. Среди его работ – портреты писателей Шолохова, Гладкова, Федина, Белинского, Ауэзова, художников: Рериха, Герасимова, скульптора Шадра, архитектора Щуко, искусствоведа Сперанского. Лепил Вучетич и портреты иностранных деятелей – Жака Дюкло – одного из лидеров Движения сопротивления во Франции, Херлуфа Бидструпа – известного художника-карикатуриста, Рокуэлла Кента – американского художника и писателя и многих других.
Скульптор Евгений Вучетич был сполна вознагражден государством и обществом за свое творчество. Целых пять лет подряд – с 1946 по 1950 год – он ежегодно получал Сталинские премии (высшая творческая награда СССР). В 1959 году получил звание народного художника СССР. Еще в 1953 году избран академиком Академии художеств СССР, а в 1970 году стал ее вице-президентом. В 1967 году Евгений Вучетич получил наибольшее отличие в тогдашней государственной иерархии – звание «Герой Социалистического Труда».
Евгений Вучетич умер 12 апреля 1974 года в Москве от разрыва сердца. Похоронили его на Новодевичьем кладбище, среди других советских знаменитостей. Однако следует отметить довольно странную вещь: крупнейший советский скульптор-монументалист, автор действительно культовых вещей своей эпохи, долгое время оставался без собственного памятника. Могилу Вучетича обозначала простая гранитная плита!
И только несколько лет назад такой памятник на месте его упокоения был установлен. Теперь на могиле не только простая плита с надписью, а изображение известной работы Вучетича. Это часть комплекса в Волгограде – мать, оплакивающая сына: авторская вариация известной темы Пьета – Мария, оплакивающая Иисуса.
Творчество скульптора – символ эпохи
Евгению Вучетичу удалось с большой эмоциональной силой воспроизвести важнейшие события и фигуры периода войны. Созданные им образы стали героическими символами войны, прочно вошли в культурное пространство. Именно Вучетич стал тем мастером, который скульптурными средствами адекватно передал и закрепил в массовом сознании миллионов граждан символы Победы.
Как крупнейший официальный художник советского государства, Вучетич создавал скульптурные изображения вождей, других политических и государственных деятелей, военачальников, героев войны и труда. Но необычайный талант Вучетича оказался уже о том, что его работы лишены упрощенных подходов, типично показательных, пропагандистских черт, присущих эпохе. Большинство произведений Вучетича отличается большим романтизмом и драматичностью в сочетании с идейным пафосом.
– На самом деле, центральной идеей творчества Евгения Вучетича стала идея победы мира над войной, жизни над смертью. Это не просто пафос героизма, но и утверждение оптимизма, – считает Максим Эдуардович.
Творчество Евгения Вучетича отражает главные тенденции развития советского изобразительного искусства. В известной степени дискуссионным является вопрос, можно характеризовать Вучетича как сторонника «социалистического реализма». Советский соцреализм 1950 – 1960-х годов был в значительной мере искусственным. Большое количество живописных и скульптурных произведений выполняло пропагандистский характер, при этом не имея большой художественной ценности. На этом фоне скульптурные произведения Вучетича отчетливо выделяются, будучи вполне оригинальными по авторскому замыслу и воплощению.
Думается, секрет успеха Вучетича как личности и художника кроется в том, что он сумел воплотить в жизнь оригинальные авторские идеи, при этом соотнося их с социальным заказом, и оказавшись на гребне волны. Вучетич органично соединил себя с эпохой, с культурным контекстом эпохи 1940-х – 1960-х годов. Художник действительно жил этими скульптурными образами, носил их в себе.
Произведения Вучетича все же были обращены к человеку как к таковому, к ее стремлениям и переживаниям. Несомненно, права дочь скульптора Аэлита Стаховская, которая завершает свою книгу воспоминаний «Вучетич – история жизни» словами:
«Творчество Е. Вучетича несомненно выдержит строгий экзамен – испытание временем. По его достижениям потомки будут изучать нашу неповторимую, героическую эпоху, подвиги тружеников, воинов . И это наивысшая награда художнику за его вдохновенный труд, потому что без памяти о прошлом у нас никогда не будет достойного будущего».
Действительно, Вучетич создал галерею образов, ставших классическими, знаковыми для советской культуры, с ее героикой и патетикой.
Память в родном городе: кусок мемориальной доски и «неизвестная» площадь
Кстати, книга мемуаров дочери скульптора «Вучетич – історія життя» издана на украинском языке в родном городе, в Днепропетровске, в 1995 году! Она насчитывает почти 300 страниц и полна интереснейших подробностей из жизни человека и скульптора. Дочь рассказывает об отце как личности и человеке.
Интересно, что экзотическое имя Аэлита дала дочери мать после прочтения известного фантастического романа Алексея Толстого. Жизнь самой Аэлиты Стаховской похожа на авантюрно-фантастический роман. Она объездила всю страну от Литвы до Сахалина, от Чечни до Украины.
В родном городе память о Евгении Вучетиче сохранили, и в 1970-е годы увековечили должным образом. После смерти скульптора была сооружена мемориальная доска-барельеф на месте рождения скульптора. Судьба этой доски, как уже говорилось, печальна…
В 1975 году был открыт в нашем городе и памятник Александру Матросову. Он находится возле бывшего музея Комсомольской славы на Соборной площади. В путеводителях советского времени говорилось, что памятник выполнили скульптор Е. Вучетич и архитектор Е. Стамо.
Однако личность скульптора получила отражение и в городской топонимике. Только об этом практически никто не знает! В 1975 году, в честь 30-летия Победы, жилмассив «Победа» получил свое новое имя. Военная тема отразилась и в названии всех основных топонимов района. Проспект Героев, бульвар Славы… Появилась здесь и площадь Вучетича.
Где же она находится? Так назвали оконечность бульвара Славы, перед выходом на «косу», в районе, где слева можно наблюдать кинотеатр «Салют». Вот это место официально до сих пор называется «площадь Вучетича». Данный факт практически неизвестен горожанам. На площади не числятся никакие объекты. Но формально она есть и присутствует на атласах города.
***
Хотелось бы верить, что перипетии идеологии уже начала XXI века оставят память о Евгении Вучетиче – безусловно, яркой личности, нашем земляке, одном из символов бурного и сложного прошлого века», – завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб