Артем Костюк: «Мы хотим, чтобы жители Днепра гордились нашим метрополитеном»

В Днепре осенью 2020 года городская команда презентовала серию необычных видео. Главными героями этих роликов стал муниципальный транспорт — поезд метро и троллейбус. Основная задумка — проехаться по городу и в ускоренном режиме показать маршруты глазами машинистов и водителей. Подробнее о команде и процессе съемок эксклюзивно для «Вістей» рассказал Артем Костюк, координатор проекта, блогер, журналист, дизайнер, создатель сайта Днепровского метрополитена.

КОМАНДНАЯ РАБОТА

— Артем, как появилась идея снять серию видео о днепровском муниципальном транспорте?

— Все началось год назад. В социальной сети «Фейсбук» увидел видео, где водитель троллейбуса прикрепил камеру на штангу и, прибавив скорость, под музыку ехал по улице (уже не помню название города). Мне захотелось снять что-то подобное и у нас.

Я заочно знал одного водителя троллейбуса и написал ему о возможности подобной съемки. Его звали Денис Щербина, сейчас он уже работает в департаменте транспорта транспортной инфраструктуры Днепровского горсовета. Дениса это заинтересовало, он договорился с руководством троллейбусного депо, и нам дали добро. Осталось найти экшн-камеру. Мой друг Den Weissman — видеоблогер, как раз такую имел и тоже с удовольствием согласился поучаствовать. Тогда мы ничего особенного не ожидали от нашей задумки, просто хотели попробовать. Но в какой-то момент Den Weissman решил подключить к проекту своего друга, музыканта Ярослава Яремчука (2MinSound), который написал для нас эксклюзивный музыкальный трек.

Артем Костюк

Таким образом, у нас появилось что-то свое, чувствовалась огромная поддержка общественности, руководства депо. Весной 2020 года задействовали еще один троллейбус, а в августе уже ездили «верхом» на метро. Надеюсь, продолжение следует. Такие идеи, уверен, возникали не только у нас. Многие хотели попасть в «святую святых» нашего метрополитена — в депо и тоннели. Однако еще никому (не считая сотрудников метрополитена) не удавалось побывать там и увидеть все своими глазами. У нашей команды появилась такая уникальная возможность, и мы с радостью ею воспользовались.

— Почему в центре внимания оказался именно метрополитен?

— Это третий наш клип — у нас был определенный опыт съемки подобных видео. До этого уже снимали два ролика о троллейбусе с такого же необычного ракурса. В первом из них камера была прикреплена к троллейбусной штанге и то, что у нас тогда получилось, вызвало большое удивление и огромное количество позитивных отзывов. В том числе положительно отозвались и руководители управления и департамента — они посодействовали нам в съемках следующего клипа. На втором троллейбусе мы оборудовали уже четыре камеры. И тут нас ждал успех. Далее предложили провести съемку с поезда метро, и нам предоставили такую возможность.

Артем Костюк

— Сколько человек работали над проектом?

— Основную и самую сложную работу провел видеоблогер Den Weissmаn. Кроме этого, он предоставил для съемок свое оборудование — это экшн-камера и широкоугольная камера 210 градусов. Также специально для нашего видео был написан музыкальный трек в стиле Техно. Его автор — Ярослав Яремчук (2MinSound). Кстати, он также написал музыку и к первым двум клипам. Артем Блощинский и Арсен Дзодзаев предоставили и смонтировали 360-градусные сферические камеры для интерактивного видео, которое можно смотреть в очках виртуальной реальности. Александр Колбасин был оператором дрона и производил фотосъемку. Иван Васючков и Денис Щербина стали координаторами проекта. Я руководил процессом, режиссировал клип, проводил съемку бэкстейджа. Благодаря своим информационным ресурсам показал нашу работу огромному количеству людей. Конечно, упомянул и Виктора Шваба, — машиниста поезда. Он оказался главным героем клипа.

— Какие сложности встречались во время съемок? Трудно ли было договориться об их проведении в метро?

— По сути, договариваться не пришлось. Мы предложили идею нового клипа и через некоторое время департамент транспорта сам все организовал. Нам нужно было заранее рассчитать, сколько и какое будет оборудование, куда и как мы его разместим. В данном процессе задействовали 7 камер: две основные экшн-камеры установили на лобовых стеклах обеих кабин, две сферические — внутри каждой кабины, одна широко­угольная — сбоку поезда, одна — на шпалах, также одна камера — на дроне. Учитывая то, что нам помогали сотрудники метрополитена, — сложности были вовсе минимизированы. Единственное, что беспокоило — это количество заряда аккумуляторов камер, так как видео длилось около часа и все это время должна вестись непрерывная съемка. К счастью, оборудование не подвело, отсняли большое количество материала.

ЖИЗНЬ МЕТРОПОЛИТЕНА

— Какая основная задумка ваших видео о муниципальном транспорте?

— Мы хотели показать зрителю, что находится за пределами станций, как выглядят тоннели, оборотные тупики и депо. Профессия машиниста поезда метро — очень захватывающая. Именно для этого сняли уникальный формат сферического видео, чтобы любой желающий мог увидеть и услышать обстановку в кабине машиниста, а также водителя троллейбуса — буквально ехать вместе с ними, наблюдать за их действиями. Хотелось открыть для жителей работу метрополитена, потому что нам кажется, что из-за своей негласной секретности и закрытости он выпадает из городской жизни, хотя является неотъемлемой его частью. Мы хотим, чтобы горожане гордились тем, что у нас в Днепре есть метрополитен, хоть и короткий, но полноценный — далеко не каждому крупному городу повезло иметь этот вид транспорта. Наличие метро — это статус для мегаполиса.

Артем Костюк

— Смешные или непредвиденные ситуации случались?

— Съемка проходила в довольно веселой атмосфере, но, одновременно, все сосредоточились на процессе. Мы впервые снимали подобные видео, поэтому основное веселье было уже после того, как выключили камеры и просматривали записи.

— Сколько времени потребовалось на съемки и монтаж каждого из двух видео о метро?

— Монтаж камер занял приблизительно полтора-два часа, съемка длилась почти час — это полный рейс Депо-Вокзальная-Депо. Около недели Ярослав Яремчук писал трек, недели две-три занял монтаж одного клипа и примерно неделю второго. Учитывая, что это полностью волонтерский проект, мы работали в свободное время. У всех есть своя основная работа, заботы, семьи, и мы не могли уделить максимум внимания клипу. Съемка проходила в конце августа прошлого года, а клип презентовали в середине октября 2020-го.

В ПЛАНАХ — ТРАМВАЙ И Ж/Д

— Какие результаты проделанной работы вы видите? Довольны количеством просмотров, радуют ли вас отзывы?

— Мы получаем очень много положительных отзывов не только от днепрян, но и от жителей других городов и стран. Я не мониторил Сеть на наличие подобных роликов, но практически уверен, что до нас подобного никто не снимал. А после выхода интерактивного видео очень многие вообще впервые увидели такой формат. Учитывая, что мы всего лишь любители и аматоры, некоторые оценивали работу как профессиональную. Соглашусь, клипы, действительно, получились на высоком уровне. Ребята из нашей команды приобрели огромный опыт и могут полноценно браться за более сложные проекты и воплощать свои идеи. Горжусь, что мне пришлось работать с такими людьми.

Артем Костюк

— Какое видео будет следующим? Есть ли планы?

— Изначально хотели снимать другие маршруты троллейбусов, закрепив камеру на штангу. А еще попробовать в таком же формате снять трамвай. Сейчас обдумываем, куда можно прикрепить камеры, какой трамвай и маршрут задействовать. Я хотел бы подключить и железную дорогу, например, снять ­интерактивное видео из кабины локомотива поезда. Но по этой съемке нужно договариваться уже совсем с другими людьми.

МАРГАРИТА СОПИЛЬНЯК,
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АРТЕМА КОСТЮКА,
ФОТО ИЗ МЕТРО — АЛЕКСАНДР КОЛБАСИН